Моисей архиепископ Новгородский

(Митрофан) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский. († 1362; память 25января/7 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых.

Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье. Получил хорошее образование.

С юных лет возлюбил Господа, тайно от родителей удалился в Тверской Отроч монастырь и принял пострижение в монашество.

Затем по просьбе родителей перешел в Колмов монастырь, который находился вблизи Новгорода.

Через некоторое время инок Моисей был рукоположен архиепископом Новгородским Давидом во иеромонаха, а затем возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря.

В 1325 году в Москве митрополитом Петром († 1326; память 21 декабря/3 января) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа.

В трудное время пришлось управлять Новгородской кафедрой святителю Моисею: неоднократные пожары опустошали Новгород с его многочисленными храмами; народные волнения, сопровождавшиеся грабежами, держали всех в страхе; угрожали набегами татаро-монгольские захватчики, преследующие непокорных им князей.

Душа святителя искала иноческого уединения, и в 1330 году он удалился на покой в Колмов монастырь, где принял схиму. С 1352 года, по многочисленным и неотступным просьбам новгородцев, вторично управлял Новгородской епархией.

Святитель Моисей отличался большой любовью к храмоздательству и устройству монастырей.

За период управления епархией им основано и обновлено пять монастырей: Деревяницкий Воскресенский (1335); Богословский женский монастырь близ Новгорода (1354); Сковородский Михайловский с построением в нем каменной церкви (1355); Свято-Духовский женский в Новгороде (обновлен в 1357 году) с построением в нем храма во имя Святого Духа; Радоговицкий Успенский (1357). Кроме того, построено несколько церквей: Десятинский храм в Новгородском монастыре (1359), церковь святого Прокопия на княжеском дворе (1359), церковь Благовещенская на Михайловской улице города Новгорода (1362). Во все время своего святительства в Новгороде он неусыпно заботился о благе своей паствы, помогая страждущим и обидимым, призревая вдов и сирот, защищая слабых от притеснений сильных.

Архиепископ Моисей отличался особенной любовью к духовному просвещению.

По его благословению были собраны писцы, которые переписали множество книг, главным образом богослужебных.

Одно из Евангелий, писанных по распоряжению святителя Моисея в 1355 году, находится в собрании рукописей Синодальной библиотеки (ныне в Государственном историческом музее), другое хранится в ризнице Новгородского Софийского собора.

В 1354 году Константинопольский патриарх Филофей в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом новгородских святителей — носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею непосредственно обращаться к Константинопольскому патриарху.

Стремясь к уединению, в 1358 году святитель удалился на покой в устроенную им Сковородскую обитель, несмотря на усердные просьбы всего народа.

Но Бог еще раз призвал святителя к деятельности.

В год удаления его с архиепископии по случаю смены посадника в Новгороде вспыхнула смута: мятежники умертвили многих бояр, разрушили Волховский мост; три дня стояли друг против друга жители Торговой и Софийской сторон, готовясь вступить в ожесточенную схватку.

Тогда к враждующим вышел святитель Моисей и, благословляя, сказал: "Дети! Не поднимайте брани, не вступайте в бой! Да не будет святым церквам и месту сему пустоты!" Скончался 25 января 1362 года. Погребен в церкви Сковородского монастыря. 19 апреля 1686 года при Новгородском митрополите Корнилии обретены его нетленные мощи. В 1782 году попечением митрополита Новгородского Гавриила (Петрова, † 1801) в Сковородском монастыре была устроена новая бронзовая рака и переложены в нее мощи святителя.

Житие святителя Моисея написано по благословению святителя Новгородского Ионы († 1470; память 5/18 ноября) иеромонахом Пахомием Логофетом.

Литература: Тихомиров П. И., протоиерей.

Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891. — Т. 1. — С.153—154. Тихомиров П. И., протоиерей.

Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902 (1908). — С.110—112. Гедеон (Вихров), священник.

Новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. — Новгород, 1892, с. 4. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 101. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 233—235. Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; вып. 8, с. 123—124. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885. — Т. 1, с. 477—478. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской иерархии: в 7 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 73. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, с. 20, 201, 236, 253. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 1278. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 570, 575, 598, 602. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 34. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 71, 72, № 69. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891,191. Сергий (Спасский), архиепископ.

Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 8. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 173—174. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1897, № 9, с. 340. Душеполезное чтение. — М., 1897, ч. 2, с. 130. Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 279. — 1860, май, с. 9, 71. Русский архив. — М., 1901. — Кн. 1, № 2, с. 197. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1585. Большая энциклопедия.

Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 5, с. 508. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18. Минея январь. — М., 1983. — Ч. 2, с. 369—370. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 25, 102, 125, 142, 145, 165, 228—230, 234, 235, 268, 377, 384.