Низовой П.

(псевдоним Павла Георгиевича Тупикова) [1882—] — современный писатель.

Выходец из крестьянской семьи. Первое выступление Н. в литературе относится к 1911. Печататься начал с 1921. Входил в литературное объединение "Кузница". Ранние рассказы Н. — психологические зарисовки людей обездоленных, жаждущих счастья и не знающих путей к нему ("Фиалки", 1914; "Голос сердца", 1914; "Весеннее томление", 1916; "Радость", 1918). Герои его рассказов — неудачные музыканты, мечтательные дьячки, одинокие девушки и т. п. В более поздних произведениях ("Язычники", 1922) Низовой приходит к выводу, что радость жизни — в гармоническом слиянии человека с природой; герои его погружены в интимно-лирический мир ощущений.

Находясь под влиянием Гамсуна, Н. дал цикл произведений об Алтае, имеющих характер пантеистического гимна. Для этого Н. пришлось смягчать нарушающие гармонию природы отзвуки гражданской войны. Непосредственного изображения войны у Н. нет, есть лишь образы отдельных ее участников ("В горных ущельях" 1924; "Крыло птицы", 1921; "Золотое озеро", 1924). Написанные в этот же период рассказы Н. о крестьянстве ("Митякино", 1924; "Смена", 1921; "В луговых просторах", 1925) дают деревню периода нэпа. Центральной фигурой деревни Н. берет кулака, умело использующего новые условия.

Революционная передовая прослойка крестьян выпадает из произведений Н. Крестьян, побывавших в городе, в Красной армии, он показывает лишь более культурными хозяевами, не раскрывая их политического сознания.

Пантеистически-лирические моменты в творчестве Н. переплетаются с индивидуалистическими настроениями, что ярко сказалось в романе "Океан" [1930]. Рассказы и очерки Н. последнего периода о производственной жизни страны ("Сталь", 1932) свидетельствуют об изживании буржуазных влияний в его творчестве.

Он переключается на актуальную тематику, но пока ни в показе производства ни в обрисовке отдельных представителей эпохи не достиг еще подлинной художественности.

Библиография: I. Собр. сочин., 6 тт., изд. "ЗиФ" — ГИХЛ, М., 1927, 1931 (т. I. Черноземье, изд. 2-е, 1927 — неск. изд.; т. II. Язычники, 1928; т. III. Повесть о любви. У океана.

В тиши деревенской.

В луговых просторах, 1928; т. IV. Золотое озеро, 1927, изд. 2-е—1929; т. V. Океан, 1930, изд. 2-е — "Московского т-ва писателей", М., 1933; т. VI. Полярники, 1931); Народным судом, Рассказы, изд. "Московского т-ва писателей", М., 1932; Сталь, Роман, изд. то же, М., 1932; Две жизни, Роман, изд. то же, М., 1933; Автобиография в сб. "Писатели", под ред. Вл. Лидина, изд. 2-е, Москва, 1928. II. Воронсний А., О группе писателей "Кузница", "Красная новь", 1923, кн. III и IV (и в сб. его "Искусство и жизнь", Москва, 1924); Якубовский Г., Литературные силуэты, "Красная новь", 1924, кн. VII, VIII; Клейнборт Л., Очерки народной литературы (1880—1923 гг.), Л., 1924; Зонин А., Павел Низовой, "Октябрь", 1927, № 7; Замошкин Н., Павел Низовой, "Красная нива", 1927, № 33; Смирнов Н., "Новый мир", 1929, № 1 (отзыв о первых четырех томах "Собр. сочин." Н.); Глебов В., "На литературном посту", 1930, № 21—22; Чаров А., "Молодая гвардия", 1930, № 13 (отзывы о романе "Океан"); Сержантов, журнал "За Магнитострой литературы", 1933, № 2; Кедров М., Роман о Свердловске и Магнитогорске, "Штурм", 1933, № 2 (отзывы о романе "Сталь"). III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928. Н. Унаньянц. {Лит. энц.}