Опалев Александр Васильевич - Биография

Опалев Александр Васильевич

(р. 18.10.1952) — спец. по этике и соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в дер.Абросенки Кировской обл. В 1975 окончил филос. ф-т МГУ, в 1979 — асп. того же ф-та. С 1979 работал преп., ст. преп., доц. в военной академии.

В наст. вр. — нач. кафедры филос. и политол.

Военной академии.

В канд. дисс. (1979) рассматриваются вопросы соц. управления.

Докт. дисс. (1993) посвящена проблемам профессиональной этики. Действит. чл. Между-нар. пед. Академии и Академии экон. безопасности РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ. Науч. интересы О. связаны с изучением нравств. проблем профессиональной деятельности, межличностных отношений, обществ. ценностей, пределов допустимости разл. видов принуждения, нравств. формирования личности, проблем теории безопасности.

В работах О. на основе соц.-филос. анализа обществ. отношений обосновывается зависимость нравств. содержания дух. мира и отношений личности от соц.-профессиональных условий его жизнедеятельности; исследуются конфликтные состояния личности и об-ва, возникающие в результате взаимодействия нравств., полит. и правовых ценностей.

О. делает вывод о конфликтоген-ности морали в сфере профессиональной деятельности.

Конфликтогенность морали вытекает из двойственного характера соц. обусловленной потребности об-ва в данной форме регуляции.

С одной стороны, мораль в сфере профессиональной деятельности несет на себе отпечаток потребностей и интересов определ. обл. соц. действительности, с др. — является выразителем интересов об-ва в целом, предъявляя к профессиональной деятельности определ. требования и устанавливая границы допустимого поведения.

Профессиональная сфера не только испытывает влияние обществ. морали, но и сама влияет на нее, прежде всего на те нравств. регуляторы, к-рые воздействуют на входящие в эту сферу обществ. отношения, что приводит к своеобразной трансформации этих регуляторов, их мимикрии и, в свою очередь, порождает комплекс противоречий.

Наличие данной конфликтогенности влечет за собой компромиссный, "буферный", гомеостазис-ный характер профессиональной морали, что требует постоянной взаимокорректировки стихийно возникающих и сознательно внедряемых моральных норм и ценностей.

Говоря о пределах принуждения в об-ве, О. вводит понятие нравств. допустимости, разводя его с нравств. оправданностью.

Нравств. допустимость есть оценочная категория, к-рая обозначает объективно обусловленный компромиссный вариант морального выбора в ситуации конфликтного столкновения норм-идеалов, предполагающий возможность отступления от морального идеала и в случае многократного повторения приобретающий характер нормы-меры. Допустимое поведение занимает пограничное положение между идеальным и желательным (нравственно положительным) поведением, с одной стороны, и без-нравств. (нравственно отрицательным) поведением — с др. Нравств. допустимость — это симбиоз экон., полит., правовых, нравств. и иных интересов, обусловливающий выбор данного поступка или поведения и придающий им нравственно положительное содержание, несмотря на отступление от нормы-идеала.

Рассматривая ценность как обществ. отношение, О. выявляет объективные характеристики нравств. оценки, экстраполируя их на сферу политики и права. В посл. годы в круг его науч. интересов вошли филос.-методол. проблемы теории безопасности, в том числе безопасности дух. сферы. Особое внимание обращается на па-радигмальные характеристики безопасности, критерии безопасности и их пороговые значения, за пределами к-рых происходит разрушение соц. системы, возникновение экстремальных соц. ситуаций (соц. потрясений, психических заболеваний, разрушение дух. единства нации и т.д.). Анализируя состояние безопасности дух. сферы совр. росс. об-ва, О. выявляет зависимости между изменениями в экон. и соц.-полит. сферах и изменениями в системе ценностей, менталитете, архети-пических представлениях с позиций их влияния на национальную безопасность.

О. — отв. ред. кн.: "Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов" (М., 1997; 2-е изд. — 1998, 1999) и "Обществознание" (М., 2000). Соч.: О некоторых основных категориях социального управления.

М., 1978; Мораль и политика в условиях перестройки: единство и противоречия // Обновление морали и перспективы этики. М., 1990; Нравственная допустимость в политической деятельносmu // Этика и социология политической деятельности.

Владимир, 1990; Нравственно ли нравственно допустимое поведение? // ФН. 1992. № 3; Гуманитаризация как фактор интеграции высшего образования // Новая парадигма образования и ее социокультурные детерминанты // Безопасность. 1995. № 1—2; Этические проблемы обеспечения государственной безопасности // Там же; Духовное возрождение, нравственность и безопасность // Белая книга российских спецслужб.

М., 1995; Умение обращаться с людьми.

М., 1996; Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. [В соавт.]. М., 1997 (2-е изд. — 1998, 1999); Тенденции изменения духовно-нравственных ценностей современного российского общества и их влияние на деятельность правоохранительных органов // Духовность, правопорядок, нравственность.

М., 1999; Обществознание.

Уч. пос. [В соавт.]. М., 2000; О нравственном содержании оперативно-розыскной деятельности // Проблемы формирования уголовно-розыскного права. М., 2000.