Сальберг-Вачнадзе Маргарита Акселевна

(Вачнадзе), род. 29 июля 1909 в Хельсинки.

Музыковед.

Засл. деят. иск. ГССР (1967). Доктор музыковедения Парижского ун-та (Сорбонна, 1945); диссертация "Берлиоз и русские музыканты". Кандидат искусствоведения (1961). Окончила в 1936 гуманитарный ф-т Парижского ун-та (Сорбонна), в 1939 Парижскую конс. по кл. ф-п. В. Поля. В 1939—1940 совершенствовалась на Курсах интерпретации в Эколь нормаль де мюзик у А. Корто. В 1937—1947 пианистка-солистка Европейского театр, бюро, преподаватель Парижской конс. С 1948 живет в СССР. В 1948—1951 пианистка и лектор Грузинской филармонии, преподаватель Тбилисского ун-та. В 1952—1954 пианистка клуба им. М. Фрунзе и дет. сада совхоза "Пахта-Арал" (КазССР).

В 1954—1955 ст. преподаватель Ташкентской конс., пианистка и лектор Узбекской филармонии.

В 1955—1957 музыковед Гл. упр. радиовещания в Москве.

С 1957 ст. преподаватель Тбилисской конс. (с 1981 проф.). Автор статей в сборниках, журналах и газетах, посв. преимущественно вопросам развития грузинской муз. культуры, концертных и театральных рецензий, в т. ч. "С. В. Рахманинов" (Литература да хеловнеба, 1948, № 13, на груз. яз.), "Государственный квартет Грузии" (Сабчота хеловнеба, 1953, № 3, на груз. яз.), рецензия на кн.: Хучуа П. "Тбилисский оперный театр" (Лит. Грузия, 1958, № 5), "Оратория "Живой очаг" О. Тактакишвили" (Сабчота хеловнеба, 1965, № 5), "Киномузыка в Грузии" (там же, 1967, № 11), "Основоположник грузинского фортепианного искусства" (А. Мизандари; там же, 1969, № 7), "Образ Ленина в грузинской вокально-симфонической музыке" (там же, 1970, № 4), "Вечер одноактных балетов" (МЖ, 1970, № 11), "Грузинская фортепианная музыка" (там же, 1971, № 5), "Грузинская фортепианная музыка для детей" (там же, 1972, № 6), "Некоторые особенности интерпретации сонат Бетховена" (Сб. трудов Тбилисской консерватории.

Вып. 3. — Тбилиси, 1975), "Встреча с финской музыкой" (Сов. культура, 1978, 6 янв.), "В Сенаре у Рахманиновых" (СМ, 1979, № 2), "Играет Манана Дойджашвили" (Заря Востока, 1981, 29 дек.), "Мизандари и русская музыкальная культура" (к 200-летию Георгиевского трактата;

Лит. Грузия, 1982, № 12), "В гостях у Мари Роллан" (Лит. Сакартвело, 1983, 23 дек., на груз. яз.), "Мари Роллан — друг, сподвижник писателя" (Молодежь Грузии, 1984, 5 янв.), "Щедрый талант" "Комунисти, 1984, 18 июля, на груз. яз.), "Берлиоз и русские музыканты" (Силанс, Париж, 1987, № 9, на франц. яз.), "Ираклий Джабадарри" (к 50-летию со дня смерти грузинского композитора;

Сабчота хеловнеба, 1987, № 10). Статьи в Музыкальной энциклопедии, гл. обр. о финской музыке, композиторах и исполнителях: т. 4 (1978—"Сибелиус", "Поль", "Сегерстам"), т. 5 (1981—"Финская музыка", "Тавастшерна", "Тулашвили"), т. 6 (1982—"Хельсинки", "Энглунд", "Ярнефельт" и др.). Много выступала по радио и телевидению в качестве пианистки и музыковеда.

Лит. соч.: Шостакович. — Париж, 1945 (на франц. яз.); Чайковский. — Париж, 1947 (на франц. яз.); Виктор Долидзе. — Тбилиси, 1958 (на груз. яз.), Тбилиси, 1962 (на рус. яз.); Ян Сибелиус. — М., 1963, Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Очерки из истории грузинской фортепианной музыки. — Тбилиси, 1973.(на груз. яз.); О музыке: Статьи, рецензии. — Тбилиси, 1981.