Зелинский Корнелий Люцианович

[1896—] — современный литературовед.

Сын инженера, окончил московскую 4-ю гимназию и философское отделение Московского университета; после Октябрьской революции работал в "Известиях кронштадтского совета" и в других советских изданиях, был секретарем Малого Совнаркома Украины.

Член Исполбюро Федерации советских писателей и редколлегии издательства "Федерация". З. является одним из главных руководителей русского литературного конструктивизма (см.), организатором ЛЦК ("литературного центра конструктивистов"), его основным теоретиком и литературным критиком.

Конструктивизм для З. не является только лит-ой школой, значение его гораздо шире. З. расценивает его как общее мироощущение нашей "переходной к социализму" эпохи: "Это стиль эпохи, ее формирующий принцип, который мы найдем во всех странах нашей планеты, где есть человеческая культура, связанная теми или иными путями с культурой мировой". Этот стиль заключается в исключительном росте техники, подчиняющей природу человеку все больше и больше, — в явлении "грузофикации" (т. е. в том, что единица силы выполняет все возрастающее полезное действие), обусловливающем максимальное развитие организации человеческого общества.

Выражением такой "грузофикации культуры", ее "организационного настроения" и является литературный конструктивизм, выдвигающий на первый план грузофикацию поэзии и ее единицы — слова — смыслом; отсюда исключительное внимание З. к "смысловой доминанте" произведения — его теме — и учение о функциональном подчинении теме всех компонентов произведения, о максимальной его организованности и т. д. Это учение Зелинский развертывает в своеобразную систему поэтики ("Поэзия как смысл"), кладущую в основу именно логический смысл произведения, понимаемый уже как формальный элемент произведения, и приближающуюся к формалистическому толкованию литературы.

Являясь отражением настроений советской технической интеллигенции, работы З. страдают гипертрофированием роли техники и недостаточным вниманием к моментам классовой борьбы (хотя З. и отмечает принципиальное качественное отличие макдональдовского капиталистического конструктивизма от советского социалистического конструктивизма эпохи диктатуры пролетариата).

Отсюда — преувеличение роли конструктивизма в литературе, интерпретация его творческих принципов как всеобщих и т. д. Взгляды его (о них подробнее см. "Конструктивизм") вызвали в связи с этим ряд резких откликов на страницах печати.

Библиография: I. Сб. "Мена всех", М., 1924; Конструктивизм и поэзия, сб. "Госплан литературы", М., 1925; "Госплан литературы", и "Нот художественного языка", сб. "Бизнес", М., 1929; Конструктивизм и социализм, журн. "Октябрь", 1929, № 6; Бод, газ. "Читатель и писатель", 1928, № 4; Попутчик или неопролетарский писатель;

Поэзия как смысл. Книга о конструктивизме, изд. "Федерация", М., 1929. II. Ольховый Б., Заметки читателя, журн. "Революция и культура", 1929, № 6; Вардин, Идеологическая платформа конструктивизма, журн. "На литературном посту", 1929, №№ 9 и 10; Maлахов С., Теория конструктивизма, "Печать и революция", 1929, № 4; Поэтика и методология конструктивизма, "Печать и революция", 1929, № 8; Ольховый, О попутничестве, "Печать и революция", 1929, № 5; Горелов, Философия конструктивизма, "Звезда", 1929, № 8; Розанов Ив., Русские лирики, ч. 1, "Никитинские субботники", М., 1929. III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928. Л. Тимофеев. {Лит. энц.}