Финн Самуил Иосиф (Самуил Исаакович)

Самуил Иосиф Финн. — видный ученый и поборник просвещения.

Род. в Гродне, в 1818 г. в ортодоксальной семье, ум. в 1890 г. в Вильне.

Получив традиционное воспитание в хедерах и иешиботах Вильны, Ф. 17-ти лет от роду стал заниматься самообразованием.

Он познакомился с несколькими европейскими языками и к началу 40-х годов стал одним из наиболее активных представителей виленского кружка "masskilim". В 1841 г., когда правительство приступило к планомерной постановке школьной реформы у евреев, Ф. много содействовал открытию в Вильне образцовой школы, где преподавал еврейский язык. Горячо приветствуя первые шаги министра Уварова в деле просвещения евреев, Ф. вступил по этому поводу в переписку с видными прогрессивными деятелями.

Его письма к директору одесского училища Б. Штерну (опубликованы в сборнике "Раrdess", III) являются ценным материалом для характеристики той эпохи: в них в ясной и определенной форме изложена программа преобразования еврейского быта, выставленная еврейскими прогрессистами 40-х годов. Ф. оказывал также содействие Лилиенталю во время пребывания последнего в Вильне и перевел на древнееврейский язык известное воззвание Лилиенталя к еврейскому обществу "Maggid jeschua", написанное автором, за недостаточным знанием еврейского языка, по-немецки (в конце перевода Ф. вплел свою анаграмму, желая этим запечатлеть свою прикосновенность к данному документу).

К этому периоду относится также начало литературной деятельности Ф. В 1841 г. он приступил к осуществлению давно лелеянной виленским кружком мысли, основать литературный орган, вокруг которого могли бы объединиться разрозненные интеллигентные силы: вместе с Л. Гурвичем он основал периодическое издание "Pirche Zafon" (см.). Из-за тогдашних цензурных условий Ф. после появления второго сборника (1844) принужден был прекратить издание, и лишь 16 лет спустя, при изменившихся условиях, основал (1860) еженедельник "Ha-Karmel" (см.). В этом органе появился ряд интересных статей Ф. о тогдашнем положении русских евреев, как, например, его обстоятельный обзор экономического положения северо-западного еврейства (Tikwat anjim, ib., 1870). Ho главное призвание Ф. было в области не публицистики, а науки. Занимая с 1848 г. место преподавателя Библии и еврейского языка в раввинском училище, а с 1856 г. должность окружного инспектора и ученого еврея при попечителе виленского учебного округа, Ф. отдавал свой досуг научным исследованиям, преимущественно в области еврейской истории.

Вслед за опубликованной в 1847 г. хронологической таблицей по истории евреев "Schenot dor wa-dor" (составлена по Цунцу), Ф. издал в 1850 г. книгу "Nidche Israel", обнимающую в сжатом виде историю евреев и их литературы от разрушения первого храма до второй половины 12-го века. Ф. поставил себе задачей дать еврейскому юношеству, жаждущему знания, но не владеющему ни одним европейским языком, полную историю еврейского народа — "Dibre ha-jamim li-bne Israel". Над этим капитальным многотомным трудом он работал ряд лет, но выполнить его Ф. удалось лишь отчасти.

Вышли всего два тома (I т. — 1871, II т. — 1877), обнимающие период от вавилонского пленения до эпохи Маккавеев.

Ф. пытался в своем труде примирить традиционные воззрения еврейской историографии с объективными данными современной науки. Эту весьма трудную задачу автору не всегда удавалось выполнить с достаточным успехом.

К более позднему периоду еврейской истории относятся исторические работы Ф.: "Chachme Israel bu-Кrim" (биографии еврейских ученых в Крыму и Турции, "Ha-Karmel", 1871); "Sofre Israel" (сборник 55 писем еврейских ученых за последнее тысячелетие, 1871); "Kirjah Neemanah" (история евреев города Вильны, 1860). Эта монография, составленная при сотрудничестве Г. Н. Маггида, содержит много ценного материала по истории литовского еврейства. "Safah le-Neemanim" (культурно-исторический очерк о роли и значении еврейского языка и его литературы, 1879). Последняя работа была написана на назначенную Обществом распространения просвещения между евреями премию.

Заключительная глава этой книги посвящена истории культуры русского еврейства за последние сто лет. По поручению того же Общества просвещения, Ф. составил 1874—6), совместно с инспектором виленского раввинского училища X. Л. Каценеленбогеном (см.), обширный труд "Мировоззрение талмудистов", обнимающий еврейскую догматику и этику от талмудической эпохи до Мендельсона.

Последние десять лет своей жизни Ф. работал над обширными двумя лексиконами.

Первый из них: "Kenesset Israel" — биографический словарь еврейских ученых, поэтов, художников и общественных деятелей от эпохи гаонов до последних дней. Появился лишь первый том этого весьма ценного труда (1886—1890), обнимающий первые десять букв. При жизни Ф. также появился всего лишь первый том (1884—7) другого его лексикона "Ha-Ozar" — полный библейско-мишнаитский словарь (с пояснениями на русском и немецком яз.) на основании новейших филологических исследований.

Лишь через десять лет после смерти Ф. этот труд был опубликован полностью (в трех томах) издательством Ахиасаф.

Ф. издал также ряд руководств ("Первоначальные основания еврейской веры", 1882; "Учебник русского языка на жаргоне", 1847, и др.) и много переводил из немецко-еврейской литературы (рассказы Лемана, Л. Филиппсона, С. Когана, а также трактат Мендельсона "Die Sache Gottes"). Бытовой интерес представляет перевод Ф. опубликованного в 1874 г. нового устава о всеобщей воинской повинности (Chuke abodat ha-zaba, 1874). Интерес еврейского населения к этому весьма важному узаконению был настолько велик, что древнееврейский перевод Ф. выдержал в течение одного года два издания, несмотря на то, что в том же году появился и жаргонный перевод устава, опубликованный известным писателем С. М. Абрамовичем.

Ф. оставил неопубликованными целый ряд рукописей; наиболее крупные из них: "Ha-Moreh ba emek" (комментарий к "Moreh" Маймонида); "Mischnah berurah" и "Chochmat chachamim" (комментарий к Мишне); "Ha-Тorah we-ha-Zeman" (об эволюции законов и постановлений); "Sum Sechel" (глоссы к Библии); "Pirche Lebanon" (сборник стихов); "Bein haparkim" (комм. на Пирке де р. Элиезер) и др. Ф. принимал также деятельное участие в делах местной общины и долгое время состоял гласным городской думы. В палестинофильском движении, к которому он примкнул с начала его зарождения, Ф. являлся примиряющим элементом между ортодоксами и прогрессистами.

Его обширная библиотека перешла после смерти сына его, д-ра В. Финна, в общественную библиотеку имени Страшуна.

Ср.: S. Funn, Dor we-Dorschaw (автобиография, "Ha-Karmel", 1879); Сh. Markon, Kenesset Israel, I, 8—15; C. Станиславский, "Памяти С. Финна" ("Восх.", 1891, III); "Систематический указатель", ind.; "Ha-Assif", VI, 174—6; Sefer Zikkaron, 86—87; W. Zeitlin, BHP., 101—103, 468; H. N. Maggid, J. W., II (pyкоп.). C. Ц. {Евр. энц.}