Аксенов Митрофан Семенович

— математик и философ конца XIX — начала XX вв. Филос. концепция А. основана на представлении о глубоком взаимовлиянии физ.-матем. и филос. идей. Свою концепцию он называет "трансцендентально-кинетической философией" или "метагеометрической философией" в силу того, что в ней принцип времени, геометрия и физика пространства соотносятся с познавательными способностями субъекта.

В 90-е гг. XIX в. А. писал об относительности времени и обосновывал положение о том, что в объективном мире есть только четырехмерное пространственное бытие. На основе идеи четырехмерности бытия А. в 1912 оспаривал у Эйнштейна приоритет создания теории относительности.

С его т. зр., бытие представляется движением воспринимающего начала по "четвертому" измерению; особенности человеч, восприятия соответствуют "временному сечению бытия". Вместе с тем, восприятие трехмерности мира порождает филос. движения и эмпиризм, а введение временного вектора реализует более глубокое основание психики — "трансцендентальное" (трансцендентное).

Матем. обоснование времени сочетается у А. с признанием дуальности всего бытия, что, собственно, и делает возможным формирование трансцендентного органа восприятия.

Изменение кинетического состояния эмпирич. бытия актуализирует человеч. "орган" трансцендентного восприятия, благодаря чему человек способен "парить в поднебесье подобно птице", а не оставаться всю жизнь в "подземном туннеле". Понимание относительности времени, связи его физ. характеристик с субъектом восприятия позволяет А. сделать предположение о реальности одновременного существования прошлого и будущего в трансцендентной сфере планеты. "Прошедшее только прошло, но не исчезло", т. к. оно прошло для нас, но не объективно.

Между прошлым и будущим движется только субъект восприятия, события же центрированы около своего вечного трансцендентного стержня и имеют характер потока.

Представления о мире у человека зависят от скорости восприятия, как на киноленте.

Особое место занимают в филос. А. проблемы психики, сновидения, смерти и загробной жизни, воли, причинности и действия (для А., напр., рождение загадочнее смерти).

Филос. времени служит для А. док-вом двойственности природы человека (физ. и трансфиз.), "палингенезиса" (учения о перевоплощении) и в целом бессмертия человеч. индивидуальности.

А. подвергает критике школы материалистов, пантеистов, разделяет нек-рые идеи Шопенгауэра (о целесообразном строительстве судьбы, воле). Категории феноменологии А. истолковывает с т. зр. "метафизического" начала человека ("астрального человека"): воля — "мост" к собственному астральному субъекту, любовь — выражение трансцендентной страсти воплощения.

Позиция человека в земном и "потустороннем" мире м.б. изменена посредством воли и свидетельствует о врожденной способности человека к "сдвигу" собственного восприятия.

Соч.: Трансцендентально-кинетическая теория времени.

Харьков, 1896; Философия мистики или двойственность человеческого существа.

СПб., 1896; Жизнь и смерть по Дюпрелю.

М., 1909; Опыт мета-геометрической философии.

М., 1912; Нет времени.

Популярное изложение основных начал метагеометрической философии.

М., 1913. Е.В.Зорина