Алексий Бяконт

(Елевферий Федорович) — святитель, митрополит Московский и всея Руси. † 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта.

На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия.

В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви. 6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского.

В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден "архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха". Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре. 20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь, в которой был погребен святитель Алексий.

Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя.

Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота.

Он сумел сочетать в себе эти два великих качества.

Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов.

Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси. Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей.

В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году — Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году — Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде.

Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви.

Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту.

Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни. Духовно-нравственный облик святителя раскрывается из его поучений, которых сохранилось два. Одно к Нижегородской пастве, а другое вообще к христианам.

Содержание этих посланий выявляет смирение святителя и глубокое понимание им высоты архиерейского сана. Сознавая свою ответственность пред Богом как архипастырь, он наполняет свою душу заботою о спасении вверенной ему паствы. "Дети, — пишет святитель, — пишу вам и побуждаю вас на благое, игуменов, священников, диаконов и всех православных христиан, дабы вы последовали Спасову Евангелию". Мы видим, что святитель заботился обо всех: о пастырях и мирянах.

Всех охватывает его пастырская попечительность.

Он учил пастырей избегать нерадения, лености, страха человеческого пред сильными мира сего, заступать за немощных и учить пасомых добрым взаимоотношениям между собою. Мирян он призывал иметь любовь между собою и страх Божий, исполнять заповеди Божий и искренно каяться, любить храм Божий, благоговейно стоять и молиться нерассеянно в нем и всегда помнить час кончины.

Особо поучал святитель князей, бояр и вельмож.

Их он учил справедливости на суде, бескорыстию и защите ими вдовиц, сирот и обидимых.

Самою яркою чертою его духовно-нравственного облика является горячая и преданная любовь к своему отечеству.

В этом отношении святитель Алексий был поистине печальником и мудрым государственным мужем Русской земли. Его содействие великому князю Московскому Ивану Ивановичу окончательно возвысило Москву и способствовало, с одной стороны, подчинению удельных княжеств Московскому княжеству, а с другой — положило начало свержению монгольского ига. После смерти великого князя Ивана Ивановича на попечении святителя Алексия остался малолетний сын усопшего Дмитрий.

Как опекун Дмитрия, он принимал самое активное участие в дальнейшем возвышении Москвы.

В заботе об отечестве были проявлены святителем мудрость, миротворчество, строгость и в то же время осторожность, обдуманность и выдержанность во всех поступках.

Подвергая свою жизнь опасности, он дважды ездил в Золотую Орду. При этом открылся и дар чудотворения святителя Алексия, когда он после молитвы пред Богом исцелил жену хана Чанибека Тайдулу.

И вторично он ездил к грозному хану с ходатайством за всю Русскую землю. Кроткой и разумной беседой он укротил ярость хана и благополучно возвратился в свое отечество, неся мир своим соотечественникам.

Святитель Алексий был связан с преподобным Сергием узами тесной дружбы.

Он так высоко ценил преподобного, что имел намерение сделать его своим преемником, но скромный угодник Божий уклонился от этого. Существует любопытное предание о посещении святителем Алексием Самары.

Говорят, что, следуя в одну из своих поездок в Золотую Орду (1353 или 1357 г.), святитель остановился на неизвестной ему реке, которая впадала в Волгу. Находившиеся при нем люди, идя по берегу, поросшему густым лесом, увидели одну тропинку и, идя по ней, к ужасу своему, нашли в необитаемом лесу человека, забравшегося в эту глушь, как оказалось, для спасения души. Тотчас же донесли об этом святителю.

Святитель Алексий, интересуясь жизнью пустынника, призвал его к себе, потом сам был у него, расспрашивал об этой местности и между прочим полюбопытствовал узнать название реки. "Названия ей не знаю, сам я зову ее Самарой", — ответил пустынник.

Как говорит летописец, святитель Алексий, видя добродетельное житие сего пустынника, не только оное название подтвердил, но, благословляя его и место, духом пророчески предрек: "Будет на сей реке град того же имени, в нем просияет благочестие, и оный никакому разорению подвержен не будет". Кончина святителя Алексия была мирна и безболезненна.

Летопись сообщает, что святой, почувствовав приближение своей кончины, призвал своего духовного сына великого князя Дмитрия Ивановича, преподал ему мир и благословение и конечное целование и заповедал положить его тело не в церкви, а вне, близ алтаря, и "тако предаде дух свой в руце Божий". По другим источникам, он пред самою своею кончиною совершил Божественную литургию и приобщился Святых Тайн, затем, пожелав всем мира и любви, воздав последнее целование, мирно предал Господу свою душу. Труды: Грамота митрополита Алексия на Червленный Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842, т. 1, № 3, с. 3—4; Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. № 19. Стб. 167—172. Поучение Алексия митрополита от апостольских деяний к христолюбивым христианам // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1847, ч. 5, с. 30—39. Невоструев К. И. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России.

Поучения христианам нижегородских и городецких пределов // Душеполезное чтение. — 1861, ч. 1, с. 449—467. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа.

Труд святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. — М., 1892. Литература: Попов А. Сборник статей в православной памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. — СПб., 1911. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871, с. 132. Анатолий, архимандрит.

Житие Алексия, митрополита всея России, Московского чудотворца. — Одесса. 1905. Питирим, епископ.

Краткое описание жития святителя Алексия // Духовный вестник. — 1862. Пахомий Логофет.

Житие митрополита всея Руси Алексия, составленное Пахомием Логофетом // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.; Сергиев Посад, 1877—1878, т. 4, №№ 1—2. Едлинский М. Е., священник.

Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. — 2-е изд. — СПб., 1899, т. 2, с. 12, 23. Браил. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 46. Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. — 2-е изд. — М., 1896. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 2, с. 260—261; т. 4, с. 24, 63,111. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 953, 959—961 и прим. 2, с. 964, 1247, 1248; кн. 3, с. 650, 651. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891,1848, ч. 6. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. — 3-е изд. — СПб., 1882. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1863. (Указатель, с. 14). Степенная книга // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1863, т. 21: Книга степенная царского родословия. — СПб., 1908, ч. 1, с. 444—450. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1863, с. 3, 4, 30, 55—58, 209. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 137,141—144,148—151. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 499, 501, 509. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. — М., 1903—1911; 1908; 1916; февраль; 1916, доп. т. 2, с. 439, 445. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 72—75. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 515, с. 130. Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 279. — 1867, март, с. 195. — 1860, май, с. 71. — 1907, сентябрь, с. 31, прим. — 1909, февраль, с. 193. Пастырские собеседования. — 1895, № 18—19, с. 265—275; № 20, с. 289—296. Самарские епархиальные ведомости. — 1878, №19. — 1886, № 17, с. 351—357. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1396, 1402. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 103—104, 404—406, 423—427, 417—422, 524, 527, 930. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 654. Исторический вестник. — 1881, март, с. 519; апрель, с. 738—739, 740, 742. — 1884, январь, с. 204. — 1885, декабрь, с. 35. — 1890, ноябрь, с. 490. — 1893, май, с. 467; июль, с. 418. — 1894, июль, с. 168. Русская старина. — 1888, март, с. 752, 754. Русский архив. — 1893, кн. 3, с. 7, 33—34. — 1903, кн. 2, № 8, с. 594. — 1904, кн. 1, № 4, с. 291; кн. 2, № 6, с. 231. — 1912, № 6, с. 214—215. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 119—120. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 523—531. Большая энциклопедия.

Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 1, с. 350; т. 17, с. 717; т. 20 — с. 135. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1, с. 417. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 17—18. Русский паломник. — 1909, № 20, с. 310, 311. — 1914, № 7, с. 113. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 4, с. 13—14. — 1947, № 5, с. 36—44. — 1954, № 4, с. 43—45. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13, 34.