Арнольд Юрий (Георгий) Карлович

[1(13). 11.1811, Петербург — 8 (20).7.1898, Каракаш, близ Симферополя] — вокальный педагог, муз. критик, композитор.

Образование получил в Дрезденском пансионе и в Дерптском (ныне Тартуском) ун-те. Гармонию изучал у Л. Фукса, контрапункт — у И. Гунке. Жил в Петербурге (до 1863 и с нач. 1890-х гг.), Лейпциге (1863—71), Москве (с 1871, где в 1874 организовал муз. классы).

Вел пед. деят-сть. Ученики: М. Вигнере-Гринберга, А. Видеман-Арнольд, М. Долина, Н. Лопатин, П. Хохлов.

Автор переводов на нем. язык либретто опер "Руслан и Людмила" (1843), "Русалка" (1862), "Юдифь" и "Орлеанская дева" (1879). Выступал в качестве муз. критика в журналах "Рус. муз. вестник", "Баян" и др. под псевд.: А. Ю., Гармонии, Меломан.

Соч.: опера "Последний день Помпеи"; кантата "Светлана"; оперетты; орк. увертюры — "Борис Годунов" и "Ночь на Ивана Купала"; романсы — "Еврейская мелодия" ("Сплю, но сердце чуткое мое не спит") на сл. Л. Мея (СПб., 1868), "Дума беглеца на Байкале" ("Славное море, привольный Байкал") на сл. Дм. Давыдова (СПб., 1897), "Ох вы, годы, мои годы" на сл. Л. Мея (СПб., 1897), "Последняя песнь Давида" ("Я меньше братьев был"; СПб., 1898), "Что время нам?". Рапсодия для голоса (СПб., 1898). Лит. соч.: Теория древнерусского церковного и народного пения на основании автентических трактатов и акустического анализа.

Вып. 1.— М., 1880; Воспоминания.

Вып. 1—3.— СПб., 1892— 1893; Теория постановки голоса по методу старой итальянской школы и применение теории к практическому обучению красивому образованию певческих звуков.

Вып. 1—3. — СПб., 1897—1898. Лит.: Кн-ский И. Ю. К. Арнольд. (Некролог)//Театр и искусство. 1898. № 28. С. 502; Игнатьев Е. И. Памяти Юрия Карловича Арнольда...//Иллюстрированный сборник Киевского Литературно-артистического общества (Киев). 1900. С. 24—30.