Арнольд Юрий Карлович

Арнольд Юрий Карлович — музыкальный теоретик, композитор, преподаватель пения. Род. 1 ноября 1811, ум. 8 июля 1898, близ Симферополя, в мест. Каракаш.

Сын выходца из Германии, но сам православный, А. детство и первые юношеские годы провел отчасти за границей, отчасти в Дерпте, сперва в гимназии, а затем в университете.

Не окончив университета, он поступил в 1831 юнкером в действующую армию; затем поступил на статскую службу, которую, впрочем, также скоро покинул, предавшись музыкальным занятиям.

Учителями его были Фукс (гармония) и Гунке (контрапункт).

В 1839 им написана была на конкурс Филармонического общества кантата "Светлана", получившая первую премию.

К выдаче последней послужило препятствием немецкое происхождение автора (конкурс был объявлен для русских композиторов); дело дошло до имп. Николая I, который повелел считать А. природным русским.

Кроме того, А. написал оперетку "За Богом молитва, а за Царем служба не пропадает" (Александринский театр) и большую оперу "Последний день Помпеи", не принятую к постановке.

Из прочих сочинений А. исполнялись в России и за границей две увертюры — "Борис Годунов" и "Ночь на Ивана Купала". Как композитор А. совершенно не успел выдвинуться: сочинения его, даже удачные в смысле формы, малооригинальны и лишены свежести вдохновения.

В период от 40-х до начала 60-х годов, А. занимался и музыкальной критикой (в "Библиотеке для чтения", "Пантеоне", "Северной пчеле" и "Сыне Отечества"). С 1863 по 1870 А. пробыл за границей, где между прочим излагал основы русской музыки в лейпцигской "Neue Zeitschrift fur Musik". В 1870 А. был приглашен в московскую консерваторию на кафедру контрапункта, но в силу некоторых обстоятельств не получил ее, хотя по распоряжению вел. кн. Елены Павловны получил все-таки звание профессора.

С 1870—94 А. проживал в Москве, где между прочим открыл музыкальную школу, существовавшую в течение 10 лет; ездил в Киев и на Волгу, собирая и изучая материалы для своего исследования по церковной музыке, осуществлению которого содействовало его знакомство со знатоками в этой области — о. Преображенским и о. Разумовским.

Вот изданные А. в этом направлении труды: "Die alten Kirchenmodi, historisch und akustisch entwickelt" (Лейпциг 1878) "Наука о музыке, часть I. Гармония" (1875, Москва); "Теория древнерусского церковного и народного пения". Вып. I. "Теория православного церковного пения" (Москва). "Гармонизация древнерусского церковного пения" (1886, Москва). "Применения древне-Эллинской и Византийской теории музыки к знаменному и столповому пению", "Общий свод правил гармонизации знаменного распева", "Гармонические начала церковных гласов" и "О принципе гармонизации церковных гласов". В 1889 А. ездил опять в Лейпциг, где читал лекции о русской музыке.

Музыкально-исторические лекции он в разное время читал и ранее в СПб. и в Москве а в 1888 занимал кафедру в Моск. университете по истории музыки (предмет не обязательный).

С 1894 почти до конца жизни А. оставался в Петербурге, где давал уроки пения. К музыкально-теоретическим трудам А. принадлежат также: "Конспект рациональной музыкальной грамматики", "О теории музыкальных звуков на основании акустических начал", а также "Теория постановки голоса" (СПб., 1898, 2 части). В 1892 изданы в Москве три тома воспоминаний А.; автор, представлявший собой живую хронику русской музыки за 60 лет ее существования, рассказывает здесь много любопытного, но вместе с тем и много такого, что совсем лишено интереса и порой неточно.

Из этой книги, между прочим, ясно видно, почему А. — этот в высшей степени трудолюбивый и энергичный деятель, был все-таки всю свою жизнь неудачником: это был какой-то странный, односторонний ум, рядом со счастливой мыслью, впадавший в кучу очевидных ошибок; удачную гипотезу затемнявший рядом неосновательных предположений, при чем все это пропагандировалось с одинаковым жаром и непримиримостью.

К этому надо прибавить еще не всегда ясный русский язык А. и его немалое самомнение, чтобы увидеть, почему все его труды, при некоторых несомненных достоинствах, имели сравнительно мало значения для русской музыкальной литературы. {Риман}