Арсений Глухой

(Селижаровец) — один из образованнейших русских монахов ХVIІ века; был также известен под названием А. "Селижаровец", на том основании, что сначала жил в Ниловой пустыни, которая называлась Селижаровскою, по озеру Селигеру, потом он перешел в Троицко-Сергиеву лавру. Достигнув конечной цели своих странствований — лавры, Арсений занялся своим самообразованием под руководством монастырского библиотекаря Антония Крылова, с которым сошелся близко.

Молодой монах часто обращался к своему образованному руководителю, который, "любяй истинное богомудрое и душеполезное", нередко сам предупреждал просьбы любознательного Арсения: одни книги давал ему в келью для исправления, другие сличал с ним вместе в книгохранилище.

Затем Арсений стал брать из библиотеки различные списки книг и по сличении их между собою, переписывал правильный текст. До того Арсений, по его собственным словам, скитаясь в иноческом одеянии по обителям, успел изучить грамматику и "священную философию", т. е. диалектику.

В монастыре он основательно изучил риторику и языки латинский и греческий.

Эти занятия скоро обратили внимание на него, и когда царь Михаил Феодорович, 24-го октября 1615 г., впервые вызвал в Москву лиц, способных заняться исправлением церковно-богослужебных книг, то в числе приглашенных справщиков — лаврского библиотекаря Антония Крылова и священника подмонастырского села Клементьева, Ивана Наседкина, оказался также и Арсений, бывший в то время монастырским кононархом.

Они неохотно шли на это дело, зная, что сколько-нибудь добросовестное исправление богослужебных книг от "тьмочисленных неисправностей" восстановит против них множество лиц, прикосновенных к печатанию прежних книг. Антоний Крылов, как более опытный, тотчас отказался ехать в Москву за болезнью.

Тогда Арсению и Наседкину поручено было исправить книгу "Потребник", но они, выражаясь их словами, сознавали, что всякое исправление "простым людем будет смутно", Чтобы отделаться от ответственной работы, Арсений подал в царский приказ отзыв, что "у тое книги Потребника быти им не мочно без настоятеля от власти", а без сличения различных списков нельзя приступить к делу. Кроме того, представлял он, в Потребнике все чиноположения священнические, а он не имеет сана священства.

Чтобы окончательно уклониться от сделанного ему предложения, он привел в своей челобитной такой аргумент, что он "ни поп, ни дьякон", а исправлялись все "потребы поповские". Наседкин бил челом о своем желании быть поближе к дому, где остались жена и дети. Поэтому они просили, чтобы книгу отослали архимандриту Сергиевской лавры Дионисию.

По ходатайству Бориса Михайловича Салтыкова, покровительствовавшего Арсению, царь так и распорядился. 8-го ноября 1616 г. исправление "Потребника" поручено было преподобному Дионисию, а Арсений, Антоний Крылов, иеродиакон Закхей и священник Наседкин были назначены ему в помощники.

Приступив к рассмотрению Потребника издания 1602 г., они, как пишет Арсений в своем послании к боярину Б. M. Салтыкову, над этой работой "безо всякие хитрости сидели полтора года, день и ночь". При отправлении из Москвы справщиков, царь распорядился дать им три списка и наказывал исправлять книги согласно с свидетельствами священных книг, как вразумит и научит св. Дух. "Я нищий чернец, — писал Арсений боярину Салтыкову, — говорил архимандриту Дионисию на всяк день: откажи дело государю, не сделати нам того дела в монастыре без митрополичьего совета, а привезем книгу изчерня к Москве". Но Дионисий, находившийся под сильным влиянием честолюбивого Ивана Наседкина, настоял на своем и принялся за дело. Целые 20 списков сличали они и следили не только за буквой текста, но и за смыслом.

При поверках справщики открыли изменения, прибавления и неправильности в Цветной Триоди, Октоихе, в Псалтири, Канонике, в общей и месячной Минеях, и по исчислении их добавляют, что они открыли в Печатных книгах "многи тмочисленныя описи в точках и в запятых и в накончаниях". Наиболее ошибок и погрешностей найдено было в церковном уставе 1610 г., напечатанном под наблюдением надменного головщика Сергиевой лавры, Логгина.

Предчувствия Арсения относительно предстоящего им мщения со стороны лиц, виновных в неисправном Печатании книг, не замедлили осуществиться.

Когда, летом 1618 г., Дионисий отвез в Москву исправленный текст Потребника, то патриарх Иона, заведовавший патриаршим престолом вместо томившегося в плену у поляков Филарета, первый ополчился на злополучных справщиков.

Он созвал собор под предлогом обсуждения исправлений, в действительности же для того, чтобы осудить справщиков.

Самолюбивый патриарх имел много причин питать враждебное чувство к справщикам: во-первых, исправление книг велось ими не под непосредственным его наблюдением, а в Троицкой лавре. Иона, кроме того, был очень оскорблен тем, что справщики нашли ошибки в книгах, изданных при нем. Главными обвинителями справщиков на соборе явились старый уставщик Филарет, ризничий дьякон Маркелл и упомянутый выше головщик Логгин, бывший в 1610 году справщиком при типографии.

Особенное негодование обвинителей вызвало то, что в молитве на день Богоявления Господня, которая в прежнем Потребнике кончалась словами "сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим святым и огнем", справщики опустили слова "и огнем". Напрасно Дионисий и его товарищи доказывали, что они "марали концы" правильно, что слова "и огнем" произвольно внесены прежними справщиками, что, кроме двух русских списков, ни в одном из многочисленных греческих и славянских списков Потребника, которым они пользовались для сличения, этой прибавки нет. Тем не менее, их осудили и подвергли целому ряду мучений.

Арсения истязали в Вознесенском монастыре, а затем целый год держали в тяжком заключении на кирилловском подворье.

Из последнего места заключения он написал два послания, одно боярину Салтыкову, другое Лукьяновичу, в которых яркими красками изобразил невежество современного ему духовенства. "Не знают-де они, — писал он Салтыкову, — ни православия ни кривославия, точию на едину строку зрят, божественные писания по чернилу проходят, разума же сих не нудятся сведети". Сидя на кирилловском подворье, Арсений писал челобитные, в которых пытался оправдать себя и товарищей. "Наше дело в мир не пошло, — писал он. — ни царской казне какой протор сделало; если что не добро, ино дело на сторону; довольно наказания для трудившихся по принуждению, а не по разуму и того, что их лишают награды за труд". Но все эти челобитные не доходили по назначению: их не читали.

Арсений высидел на кирилловском подворье 9 месяцев в оковах, содержался в одной свитке и часто подолгу оставался без куска хлеба. Страданиям Арсения и его сотоварищей положил конец своим энергичным заступничеством прибывший в начале июля 1619 г. в Москву иерусалимский патриарх Феофан.

По его ходатайству, справщиков освободили.

Арсений окончательно восторжествовал с возвращением из польского плена Филарета.

Этот просвещенный патриарх, убедившись по древним греческим книгам в правоте дела справщиков, приказал исключить из Требника 1625 г. слова "и огнем", которые уже успели ввести, благодаря, главным образом, Антонию Подольскому, находившему глубокий смысл в этом слове. После своего освобождения Арсений много лет работал на Печатном дворе, где был приставлен к книжному делу. Митроп.

Евгений: "Слов. ист. о бывш. в Рос. пис. дух. чина" ч. I, 1818, стр. 39. — Филарет: "Обзор рус. дух. литер.", книга первая, стр. 219. — Н. Аристов: статья в "Энц. сл., изд. рус. уч. и лит.", т. V, стр. 455—487. (Настойчиво, но ошибочно считает Арс. гл. основателем греко-латинской школы, вместо Арсения Грека). — Макарий: "Ист. русск. церкви", т Х, стр. 75—94 и т. XI, стр. 10—14. — Смирнов: "Ист. моск. греко-славянской академии", стр. 4 и 5. — Казанский: "Исправление книг при Филарете" (в "Чтениях в общ. древн.", т. VIII). — В. Вишневский: статья в "Правосл.

Собес." 1882 г., февраль и март. — С. Венгеров: "Крит.-биогр. словарь", т. I. стр. 754—756. — С. Белокуров, статья в "Чтениях люб. общ. дух. просвещения", апрель, 1888 г. — И. Е. Андреевский, "Энц. словарь", т. II, стр. 170—171. {Половцов} Арсений Глухой (или Селижаровец, т. е. монах Ниловой пустыни, расположенной на берегу озера Селигер) — один из видных справщиков XVII века. Во время своих странствий он изучил грамматику, "священную философию" (диалектику), лат. и греч. языки и, таким образом, принадлежал к образованнейшим инокам своего времени.

Когда в 1615 г. предпринято было первое исправление богослужебных книг от "тьмочисленных" ошибок, вкравшихся в них благодаря невежеству прежних справщиков, А., проживавший тогда в Троицко-Сергиевой лавре, был для сего дела назначен в помощь препод.

Дионисию и попу Ивану Наседке.

Дальновидный А. понимал, что исправление книг, освященных употреблением нескольких поколений, "простым людем будет смутно", что оно возбудит неудовольствие массы лиц, прикосновенных к печатанию прежних книг, и даже самого митрополита Ионы, заместителя патриаршего престола (Филарет был еще в плену), который от этого дела был устранен; поэтому он всячески уклонялся от этого щекотливого поручения и даже самому Дионисию советовал:. "откажи дело государю, не сделати нам того дела в монастыре, без митрополичьяго совета", но честолюбие Ивана Наседки, имевшего сильное влияние на Дионисия, взяло верх, и справщики приступили к рассмотрению и исправлению книг. Сличая московские издания с несколькими десятками славянских и греческих списков, А. и его товарищи рассмотрели Требник в 1602 г., Цветную триодь, Октоих, Общую минею, Месячную минею, Псалтырь, Каноник и Церковный устав в 1610—1618 гг. Дионисий отвез в Москву исправленный текст. Что предвидел А., то и случилось.

Иона, недовольный тем, что исправление книг велось в Троицкой лавре, помимо него, и оскорбленный еще тем, что справщики нашли ошибки в книгах, изданных уже при нем, созвал собор, который занялся не обсуждением исправлений, а осуждением справщиков: особенно ставилось им в вину то обстоятельство, что в молитве на день Богоявления Господня, которая в прежнем Потребнике кончалась словами: "сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим святым и огнем", справщики "вымарали" слово "и огнем". Все доказательства, приведенные А. и товарищами его в оправдание свое, не привели ни к чему; они были осуждены и подвергнуты целому ряду истязаний.

После пытки в Вознесенском монастыре А. содержался в тяжком заключении на Кирилловском подворье.

Во время этого заключения он написал два послания к боярину Борису Салтыкову и протопопу Ивану Лукьяновичу (последнее напечатано в статье Вишневского в "Правосл. обозрении", 1862 г., № 3). Послания эти яркими красками рисуют поразительное невежество московского духовенства того времени и содержат некоторые данные для составителя их биографии.

В июле 1619 г. злополучные справщики по ходатайству патриарха Иерусалимского, гостившего тогда в Москве, были освобождены, а по возвращении Филарета, выбросившего слово "и огнем" в Требнике, А. снова был приставлен к книжному делу и долго работал на печатном дворе. {Брокгауз} Арсений Глухой — монах Троицы Сергиева Монастыря, по Государеву Указу 1616 года, вместе с Сергиевским же Архимандритом Дионисием и старцем Антонием, исправлял к напечатанию книгу Потребник.

В библиотеках Патриаршей и Александро-невской Академии между рукописями есть его Послание к Боярину, Царскому Правителю, Борису Михайловичу Салтыкову, в котором он жалуется, что некоторые поправки в помянутой книге от Сарского Митрополита Ионы поставлены ему в вину и что за то заключен он в узы. "Мы, — пишет он там между прочим, — сидели над исправлением полтора года, сводили со многими переводами, коих письменных у нас было 12, а 13-й печатанный.

Письменные же переводы иные были, лет за 130 и больше.

Но нас винят, что мы некоторые найденные лишние слова из Потребника выключили, как, например, из молитвы водоосвящения слово огнем", — и проч. В заключении сего Послания, которое довольно велико, просит он Боярина Салтыкова, чтобы уволил его от исправления книги Потребника и освободил из уз. Более о сем Арсении ничего не известно. (См. статью о Дионисии Архимандрите.) {Болховитинов} Арсений Глухой монах, справщик книг моск. патриарш. типогр. при Мих. Фед. Дополнение: Арсений Глухой, справщик Москов. печатного двора 1625—32 г., он же Селижаровец, книгописец Троицко-Серг. лавры; 1616 г. написал каноник. {Половцов}