Бабель Исаак Эммануилович

(р. 1894 в Одессе) — один из известнейших современных беллетристов; сын купца-еврея. До 16 лет изучал талмуд, потом учился в Одесском коммерческом училище.

В 1915 переехал в Петербург.

Начал литературную деятельность в 1915 в "Летописи" Горького.

Участвовал в гражданской войне, м. пр. и в рядах конармии Буденного.

Началом "настоящей" литературной работы считает 1924, когда напечатал в журн. "Леф" несколько рассказов.

Обычно на фоне утрированного приподнято-романтического стиля, идущего у нас от лирики Гоголя через Горького, Б. дает читателю ощутить: язык крестьянско-солдатской массы с внедренными в него элементами старого народного художественного стиля и газетно-митингового жаргона; "блатной" жаргон одесских налетчиков-евреев; речь талмудистов западного края и т. д. — Подход Б. к языку часто носит аналитический пародийный характер.

Владение языком отдельных групп и профессий дает Б. возможность через особенности стиля прекрасно передавать психику своих героев (см., напр., "Соль", "Письмо", "Тимошенко и Мельников"). На фоне современного распада жанров выделяется специфическая новелла Б., с ее краткостью, остротой, выразительностью, насыщенностью содержанием; при всей своей краткости она часто имеет развернутый сюжет и орнаментирована лирическими отступлениями, сделанными чаще всего в пародийном стиле. Герои Б. показаны в проявлении своей психики, парадоксально-сконцентрированном до анекдотичности, до гротеска.

Тематика Б. пока не особенно богата: евреи-бандиты дореволюционной Одессы; еврейская обывательщина Одессы и местечек западного края до революции и в советско-польскую войну; низы городской бедноты и, гл. обр., партизанско-крестьянские элементы армии Буденного, — вот материал, обрабатываемый Б. Подход Б. к материалу типично-романтический и субъективный: Б. берет из жизни лишь то, что так или иначе поражает его воображение.

Притом Б., помня всегда о сущности реального мира и напоминая о ней читателю, часто преломляет ее сквозь произвольно выбранную призму какого-либо романтизма: напр., грустный романтизм отходящего ортодоксального еврейства; романтизм молодого и слишком прямолинейного и задорного революционного оптимизма; романтизм примитивного полукрестьянского "коммунизма" сознательных конармейцев и т. п. — Б. изображает противоречивые фигуры бойцов-полупартизан, трудно перерастающих из мелкобуржуазной психики в коммунистическую или соединяющих в себе геройскую преданность революции с остатками бандитизма, собственничества, всяких предрассудков.

Это сделало бабелевское изображение конармии односторонним и вызвало протест т. Буденного ("Октябрь", № 2, 1924). Тов. Воронский правильно отмечает, что в рассказах Б. нужно искать не объективное изображение конармии, а отражение внутреннего мира самого Б. Забывая слишком часто показать основной смысл, цель и причины революции, рисуя лишь ее отдельные проявления, б. ч. внешние и парадоксальные до уродливого или смешного, Б. дает возможность хорошо понять одну из составных частей общереволюционной картины, именно — психологию красной партизанщины, втянутой в Первую конармию, и отсюда делать выводы о природе солдатско-крестьянской революционности.

Лит.: Автобиография Б. помещена в сборнике "Писатели", изд. "Современные проблемы", М., 1921; Воронский, А., "Литературные типы", И. Бабель, M., l 925; Шкловский, В., И. Бабель, да. "Леф", № 2, 1924; Горбачев, Г., Новеллы Бабеля, "Два года лит. революции", Л., 1926. Г. Горбачев.

Бабель, Исаак Эммануилович [1894—] — выдающийся новеллист.

Родился в г. Одессе, в семье еврейского купца. Лит-ую работу начал в 1915 в журнале Горького "Летопись" (см.) рассказами из еврейского быта Одессы.

После гражданской войны материалом первых его литературных выступлений послужил быт I Конармии, о котором у него были непосредственные впечатления.

Первый рассказ его из серии "Конармия" появился в 1924. В дальнейшем творчество его, в отношении тематики, пошло по двум основным направлениям: с одной стороны, Б. дал ряд новелл на материале Конармии, объединенных теперь в книгу "Конармия", — с другой — разрабатывал в форме новеллы, пьесы для театра ("Закат", 1928) и кинематографического сценария ("Беня Крик") — материал еврейского местечкового быта. Новеллы на эту тему отчетливо распадаются на автобиографические ("История моей голубятни" и др.) и эпико-романтические, главным персонажем которых является герой Молдаванки (предместья Одессы), сын одесского биндюжника (извозопромышленника), идеализированный герой еврейской бедноты, бандит и налетчик Беня Крик ("Одесские рассказы", "Король", "Как это делалось в Одессе". К этой группе по теме примыкают пьеса и сценарий Б.). Все до сих пор написанное Б. вне этих двух линий — быта Конармии и местечкового еврейского быта — крайне немногочисленно и не может идти в сравнение с перечисленным в отношении художественного мастерства ("Исусов грех", "Ты проморгал, капитан"). В настоящее время Б. живет во Франции, продолжая работу в советской литературе.

Рассказы о Конармии выдвинули его в первые ряды советских художников слова. Новизна материала, целиком взятого из революционной, еще не нашедшей отображения в художественной литературе, жизни, а также оригинальность выполнения не могли не сделать из новелл Б.-о Конармии чрезвычайно значительных произведений.

В лице Б. молодая советская литератуpa получила сильного художника, "попутчика" (см.), с редкой по тому времени полнотой отдавшего свое дарование революционной тематике.

Эта общественная заслуга Б. — крупного художника-пионера революционной тематики, ни в коем случае не может быть умалена и в настоящее время. Однако развитие советской художественной литературы и уровень, достигнутый ею в настоящее время, обязывают отнестись к лит-ым фактам прошлого (хотя бы и недавнего) с должной объективностью.

С этой точки зрения нельзя не признать, что новеллы Б. о Конармии явились не столько реалистическим отображением ее быта, сколько проявлением утонченного литературного мастерства Бабеля и раскрытием его собственного художнического миросозерцания на материале, почерпнутом из этого быта. При этом материал не мог не получить своеобразного истолкования, в гораздо большей мере характерного для социальной среды, из которой вышел художник, чем для того быта, который в его произведениях отображен.

В одинаковой мере не правы поэтому были те критики, которые желали видеть в "Конармии" Б. реалистическое произведение, адекватно отобразившее действительную Конармию, и те, которые обрушивались на художника, видя несоответствие между его изображением и тем, что он, по видимости, пытался изобразить (между прочим сам т. Буденный счел себя вынужденным выступить в защиту Конармии от искажении, которым Б., по его мнению, подверг ее облик в своей книге). Б. не является реалистическим художником и задач реалистического воспроизведения действительности себе не ставит.

В его лице наша литература имеет крайнего субъективиста.

Можно с уверенностью утверждать, что именно связь писателя с мелкобуржуазной местечковой средой еврейского гетто в обстановке царской России, которая к этой среде поворачивалась самой жестокой и дикой своей стороной, — превратила Б. в скорбного, иронического романтика.

Он не мог не сочувствовать искренне и глубоко освободительному движению рабочего класса, поскольку оно несло освобождение и всему еврейскому населению в царской России.

Но стремясь соблюсти некоторое расстояние между собой и тягостной действительностью, грозящей растоптать его личность (см. напр. "История моей голубятни"), он отходит и от общественности, идет по пути индивидуализма, замыкается в иронию, скепсис.

Отсюда чрезвычайно своеобразное сочетание в художническом миросозерцании Б. несомненной тяги к общественности, к действию, активности (сказавшейся очень ярко во всех созданных им характерах, а также в тематике его произведений) и иронического тона повествования, проявляющегося в любви писателя к гротеску, в утрировке контрастов, в сочетании утонченного лиризма и намеренной, изысканной грубости.

Отсюда же и эротизм Б.-художника, — черта характерная для этого индивидуалиста.

Этим же противоречием мирочувствования Б., определяемого двойственностью его социальной природы, целиком объясняется своеобразный подход его к слову, как к некой самодовлеющей реальности, управляемой не столько своим объективным смыслом, соответствием с тем жизненным материалом, который художник берется отобразить, а исключительно внутренним переживанием личности, ее восприятием этого материала.

Субъективный облик Б. выступает настолько отчетливо в каждой его новелле, что судить Б. как реалиста, с точки зрения верности его зарисовок натуре, совершенно невозможно.

Внимательной, кропотливой работой над словом можно объяснить крайнюю творческую скупость писателя, давшего очень немного чрезвычайно кратких новелл, один сценарий и пьесу, — некую эстетическую действительность, стоящую над реальной действительностью, как ее романтически преломленное подобие.

Однако было бы глубокой несправедливостью к писателю и одновременно искажением фактов представлять произведения Б. пародией на действительность, карикатурой на нее. Библиография: Буденный С., Бабизм Б., "Октябрь", кн. 4, 1924; Шкловский В., Б., "Леф", кн. 2 (6), 1924; Вешнев В., Поэзия бандитизма, "Молодая гвардия", кн. 7—8, 1924; Лелевич Г., На литературном посту, Тверь, 1924; Воронений А., Лит-ые типы, М., 1925; Его же, Лит-ые записи, М., 1926; Горбачев Г., Новеллы Б., "Два года лит-ой революции", Л., 1926; Лежнев, Вопросы литературы и критики, М., 1926; Воронский А., Искусство В. Полянской видеть мир (ст. Лит-ый дневник), М., 1928; Горбов Д., У нас и за рубежом (ст. Итоги литературного года), М., 1928; Полонский В., О современной литературе, М., 1928. Д. Горбов. {Лит. энц.} Бабель, Исаак Эммануилович Род. 1 (13) июля 1894, в Одессе, в состоятельной еврейской семье; ум. 17 марта 1940 г. в Москве.

Писатель.

Окончил в 1911 г. Одесское Николаевское коммерческое училище, в 1916 г. — Киевский коммерческий институт (экономическое отделение).

Рано начал писать; уже в 1915 г. ездил в Петроград, чтобы опубликовать свои сочинения, но безуспешно.

Напечататься Б. удалось в 1916 г., в журнале М. Горького "Летопись" ("Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна", "Мама, Римма и Алла"), а затем в Петрограде, в "Журнале журналов" ("Мои листки", петербургские зарисовки).

После Октябрьского переворота работал в иностранном отделе Петроградской ЧК (декабрь 1917 г.). С марта 1918 г. — корреспондент петроградской "Новой жизни". В 1919—20 гг. работал заведующим редакционно-издательским отделом Госиздата Украины, в Одессе, весной 1920 г. ушел на фронт, в Первую конную армию, корреспондентом газеты "Красный кавалерист" (псевд. Кирилл Васильевич Лютов, русский).

Переболев тифом, Б. вернулся в Одессу.

В 1922—1923 в городской печати появляются его рассказы ("Грищук", "Король"). В эти же годы Б. пишет знаменитую "Конармию" ("Соль", "Измена", "Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионовича", "Письмо" и др.) и не менее знаменитые, но совершенно не похожие на нее "Одесские рассказы". В середине 20-х гг. Б. пишет пьесу "Закат", сценарии "Беня Крик", "Блуждающие звезды". Однако эти работы показались Б. неудачными, и это ознаменовало начало творческого кризиса.

В последующие годы Б. пишет мало, много ездит (в т. ч. и за границу), собирает материалы для книги о Гражданской войне, но почти не публикуется.

В 1936 г. вышел его последний сборник. 15 мая 1939 Б. был арестован по обвинению в антисоветской заговорщической террористической деятельности в подготовке террористических актов в отношении руководителей ВКП(б) и 27 янв. 1940 г. расстрелян.