Байдуков Георгий Филиппович

Байдуков Георгий Филиппович (р. 1907) — Рус. сов. летчик и писатель, более известный реалистической и мемуарной лит-рой. Род. на блок-посту Тарыгита ок. станции Татарская (Омской обл.), в семье путевого ремонтного рабочего, много раз переезжал с семьей на нов. место жительства, поступил в Омский железнодорожный техникум, но вскоре бросил учебу и уехал в Ленинград (ныне — СПБ) летную школу, из к-рой перевелся в Севастопольскую.

Участник легендарных перелетов 1936-1937 гг.: Москва — о. Удд, Москва — Портленд (США). В 1940 г. окончил Академию Генерального штаба. Посещал литобъединение, к-рым руководил поэт В. Уткин. Печататься начал в 1936 г. Генерал-полковник авиации, Герой Сов. Союза. Лауреат Гос. премии СССР (1970). Живет в Москве.

Перу Б. принадлежит неск. книг очерков, романизированная биография Валерия Чкалова.

К НФ имеет отношение ряд "эпизодов будущей войны" — "Последний прорыв" (1938), "Разгром фашистской эскадры" (1938) и др., сочиненных в шапкозакидательском "ура-патриотическом" духе. И. Х. Байдуков, Георгий Филиппович (26.05.1907—28.12.1994) — летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936), лауреат Государственной премии (1970), генерал-полковник авиации (1961). В авиации с 1926 г., на испытательной работе — с 1931 г. Вместе с А. В. Беляковым и В. П. Чкаловым совершил дальние перелеты Москва—о. Удд и Москва—Северный полюс—Ванкувер (США). В финскую войну командовал авиагруппой и полком.

Во время Великой Отечественной войны был командиром дивизии, затем авиакорпуса.

В 1947—1949 гг. был начальником Главного управления ГВФ. С 1954 г. на руководящей работе в МО СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Почетный гражданин Николаевска-на-Амуре. Его имя носит остров в Охотском море. Автор книг: "Наш полет в Америку", "Записки пилота", "Чкалов" и др. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Байдуков, Георгий Филиппович Род. 1907, ум. 1994. Летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936), генерал-полковник авиации (1961). Вместе с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым совершил в 1936—37 знаменитые беспосадочные перелеты Москва — о. Удд и Москва — Северный полюс — США. Лауреат Государственной премии СССР (1970). Написал несколько книг о полете в Америку.

Байдуков, Георгий Филиппович [26.5.1907—28.12.1994]. Генерал-полковник авиации, летчик-испытатель 1-го класса.

Родился 26 мая 1907 на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области.

По национальности русский.

С 9 лет бродяжил.

Затем воспитывался в Барабинском интернате (Новосибирская область), но через 2 года был из него исключен.

Снова бродяжил.

С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.

В 1926 окончил Омскую железнодорожную профтехшколу.

В армии с 1926. В 1926 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 — Качинскую военную авиационную школу летчиков.

Служил летчиком-истребителем в строевых частях ВВС. В 1931—1934 — летчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС). С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

Весной 1935 откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелету на самолете АНТ-25. Вначале августа 1935 в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке перелета, прерванного из-за технических неполадок.

После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25. С 20 по 22 июля 1936 на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9374 км. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина Георгию Филипповичу Байдукову присвоено 24 июля 1936 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении этого беспосадочного перелета.

С 18 по 20 июня 1937 на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) протяженностью 8504 км. С 1937 — летчик-испытатель авиазавода № 22 (г. Москва); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолета ДБ-А. 14 мая 1937 вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолете ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч. Участник советско-финляндской войны 1939—1940 в должности командира авиационной группы.

В августе-декабре 1941 находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолетов.

Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии.

С января 1944 — командир штурмового авиационного корпуса.

Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера. После войны — на командных должностях в ВВС. В 1947—1949 — начальник Главного Управления ГВФ. Осенью 1947 принимал участие в испытаниях пассажирского самолета Ту-70. В 1949—1952 — заместитель начальника НИИ ВВС по летной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба.

С 1952 — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике.

В 1957—1972 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны.

С 1972 —научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны.

С 1988 — в отставке.

Жил в Москве.

Член Союза писателей.

Генерал-полковник авиации (1961), летчик-испытатель 1-го класса (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1970). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, 4 орденами Красной Звезды, орденами "За службу Родине в ВС СССР" 1-й, 2-й и 3-й степени, медалями, иностранными наградами (кавалер наибольшего количества орденов СССР — 22-х). Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилеве и Донецке.

В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова).

Почетный гражданин города Николаевск-на-Амуре. Сочинения: Наш полет в Америку.

М., 1937; Записки пилота.

М., 1938; Рассказы разных лет. М., 1983; Чкалов.

М., 1991 и др. Умер 28 декабря 1994. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.