Балановская Леонида Николаевна

(по мужу Экскузович) [26.10(7.11) 1883, местечко Шпола Киев. губ., ныне г. Шпола Черкасской обл. (в нек-рых источ. Петербург) — 28.8.1960, Москва] — арт. оперы (драм. сопрано), камерная певица и педагог.

Жена И. В. Экскузовича.

Род. в семье бухгалтера.

В детские годы жила в Елисаветграде.

Первые муз. знания получила от матери-пианистки.

Пению обучалась в 1902—06 в Петерб. конс. (кл. С. Цехановской).

Партия Джоконды, к-рую она исп. в 1905, заменив заболевшую итал. певицу Л. Берленди на сцене петерб. "Новой оперы" (антр. А. Церетели), принесла ей большой успех. Пораженный творческой смелостью и мастерством студентки, Т. Руффо (выступавший в партии Барнаба) подарил ей свою фотографию с автографом: "Блестящей Джоконде мадам Балановской с восхищением". Весной 1906 в конц. исп. спела партию Кундри ("Парсифаль", 1-я исп. в Петербурге).

В том же году дебютировала в партии Валентины на сцене петерб.

Мариинского т-ра. В 1907— 08 выступала в Киеве (антр. С. Брыкина), в 1908—19 и 1925—26 солистка моск. Большого т-ра, в 1919—22 пела в Севастопольском оперном т-ре, в 1922 — в Ростове-н/Д, в 1926—33 (в нек-рых источ. до 1928) — в Харьков. т-ре оперы и балета.

Гастролировала во Франции, Англии и Австрии (1911 —12 и 1914) в вагнеровском репертуаре.

Обладала блестящим звонким голосом широкого диапазона, с легкостью преодолевала тесситурные трудности.

Ее голос "был способен отразить любое чувство от нежнейшего лиризма до потрясающего драматизма" (С. Левик)*. Л. Собинов отмечал ее искристый темперамент и непосредственность исполнения.

Дирижер А. Никиш восхищался певицей в вагнеровском репертуаре (под его упр. она пела партию Ортруды).

Оперный репертуар включал ок. 40 партий (от драм. и легкого сопрано до меццо-сопрановых). 1-я исп. партий: в Большом т-ре — Милитрисы ("Сказка о царе Салтане"), Ганны ("Майская ночь"), Брунгильды ("Гибель богов"); на рус. сцене — Гермионы ("Зимняя сказка"). Лучшиепартии: Татьяна и Ольга ("Евгений Онегин"), Полина ("Пиковая дама"), Купава, Феврония, Кармен, Аида, Амнерис, Амелия, Леонора ("Трубадур"), Мюзетта ("Богема"). Др. партии: Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Марина Мнишек, Лиза ("Пиковая дама"), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Оксана ("Черевички"), Франческа ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Поппея;

Изольда, Брунгильда ("Зигфрид", "Валькирия"), Венера, Ортруда, Елизавета ("Тангейзер"), Маргарита ("Гибель Фауста", 1916, конц. исп.). Партнеры: И. Алчевский, П. Андреев, Г. Бакланов, А. Боначич, Г. Боссе, А. Нежданова, В. Петров, Г. Пирогов, Л. Собинов.

Пела п/у У. Авранека, Э. Купера, Э. Направника, А. Никиша, В. Сука. Неоднократно выступала в концертах (в т. ч. п/у В. Сафонова), в 1918 — перед красноармейцами в Елизаветграде исп. произв.

М. Мусоргского и Р. Вагнера в ансамбле с пианистами Г. Нейгаузом и К. Шимановским.

В 1923—24 выступала в Новониколаев. опере. В 1924—25 гастролировала с концертами (вместе с А. М. Лабинским) по Сибири и Дальнему Востоку, в 1925—26 — в Китае. В 1921—22 вместе с Л. Собиновым участвовала в организации муз. учебных заведений в Севастополе и Симферополе.

В 1924 преподавала в Минском муз. техникуме, в 1927—33 — в Харьков. муз.-драм. ин-те, в 1933—35 — в Бакин. конс. (зав. вокальной кафедрой), в 1935—55 — в Моск. конс. (с 1941 проф.), с 1935 — в Муз. уч-ще при Моск. конс., в 1941—43 — в Саратове, в 1944—48 педагог хора в Большом т-ре. Среди ее учениц — А. Соленкова, Н. Добролюбова.

Записывалась на грампластинки в Москве ("Пате", 1913). Из 6 дисков, на к-рых были записаны арии из опер Н. Римского-Корсакова, Дж. Верди и Вагнера, сохранился один — Смерть Изольды (из 3-го д.). Автобиографические записки (рук.) хранятся в семейном архиве родственников певицы.

Лит.: Р. Т. Дебют Балановской / / Биржевые ведомости. 1906. 26 апр.; Л. Н. Балановская (Биографический очерк). // Театр. 1911. № 926. С. 8—9; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 60—61; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 153—54; Владыкина-Бачинская Н. Собинов. — М., 1958. С. 196—197; Лесс Ал. Л. Титта Руффо. — М., 1983. С. 84—85; Лисенко І. З фантастичного дебюту... // Культура і життя (Київ). 1983. 30 жовтня.

С. 6; Гринев H. Сквозь шум старого диска // Мелодия. 1984. № 4. С. 61.