Банионис Донатас Юозас

Актер; народный артист СССР (1974); родился 28 апреля 1924 г. в г. Каунасе Литва, Лауреат Государственной премии СССР (1967 — за участие в фильме "Никто не хотел умирать", 1977 — "Бегство мистера Мак-Кинли"); Кавалер Ордена Дружбы (1999). Приз им. П. Луспекаева "Госпожа удача" "За мужество и выдающиеся заслуги в творчестве" — Открытый Фестиваль кино стран СНГ и стран Балтии ("Киношок-99", Анапа). Учился в актерской студии Ю. Мильтиниса (1941—1945). Актер и главный режиссер Пеневежского драматического театра (с 1941), становится ведущим актером театра (с 1950). Играл в спектаклях: "Ревизор" Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), "Лжец" К. Гольдони (Октавий, 1952), "Как закалялась сталь" Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), "Гедда Габлер" Г. Ибсена (Тесман, 1957), "Там, за дверью" В. Борхерта (Бекман, 1966), "Ревизор" Н. В. Гоголя (Городничий, 1977), "Кафедра" В. Врублевской (Брызгалов, 1980) — в целом около 100 ролей. Выдающимися актерскими работами признаны остродраматические роли Вилли Ломена в "Смерти коммивояжера" А. Миллера (1958) и Бекмана в "Там, за дверью" В. Борхерта (1967). В 1980 г. Банионис возглавил труппу Паневежского театра.

В 1984 окончил Литовскую консерваторию.

Театром руководил вплоть до 1988, а затем вернулся в актерскую труппу.

За это время были поставлены спектакли: "Амадей", "Три мешка сорной пшеницы", "Вечер". В кино дебютировал у режиссера Витаутаса Жалакявичюса в фильме "Адам хочет быть человеком" (1959), затем снялся у него же в "Хронике одного дня" (1964). Появление актеров Паневежского театра на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 1960-х годов. Роль председателя Вайтуса в фильме "Никто не хотел умирать" (1965, Государственная премия СССР, 1967) стала подлинным открытием.

В этой роли актеру удалось передать трагедию литовского крестьянства, оказавшегося с приходом советской власти "между молотом и наковальней". Всенародную славу Банионису принесла роль разведчика Ладейникова в фильме "Мертвый сезон" (1968, режиссера С. Я. Кулиша).

Эта роль потребовала филигранной актерской техники, как и образ молчаливого, интеллигентного Олбэни в "Короле Лире" (1970, режиссера Г. М. Козинцева).

Совсем иначе — ярко, темпераментно, пластически остро — сыгран Банионисом Франсиско Гойя в фильме "Гойя" (1971, режиссера К. Вольфа, СССР-ГДР). Сложным было отношение актера к "Солярису" (1972, режиссера А. А. Тарковского), где он сыграл главную роль — Криса Кельвина.

Зато скромного, робеющего перед жизнью клерка Мак-Кинли из "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975, режиссера М. А. Швейцера, Государственная премия СССР, 1977) Банионис сыграл в широком диапазоне, охватившем и фарс, и драму, и нежнейшую лирику.

Актер исполнил роль великого Бетховена ("Бетховен.

Дни жизни" 1976, режиссера Х. Земана, ГДР), Президента в "Кентаврах" (1979, режиссера В. Жалакявичуса), чьим прообразом был Сальватор Альенде.

Сыграл более чем в 50 фильмах: "Марите" (1947); "Адам хочет быть человеком" (1959); "Хроника одного дня" (1963); "На глухом хуторе" (1966); "Мертвый сезон" (1968); "Красная палатка" (1969); "Гойя или тяжкий путь познания" (1971); "Красный дипломат.

Страницы жизни Леонида Красина" (1971); "Капитан Джек" (1972); "Андрюс" (1980); "Никколо Паганини" (1982); "Змеелов" (1985); "Крик дельфина" (1986); "На исходе ночи" (1987); "13-й Апостол" (1988); "Живая мишень" (1990); "Депрессия" (1991); "Без улик" (1992); "Анна" (1996); "Проклятый уютный дом" (1998); "Мужчины" (1999) и др.