Барулин Владимир Семенович

(р. 07.01.1931) — спец. по соц. филос. и методол. соц. познания, соц.-филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Ок-тябрьское Одесской обл. Окончил филос. ф-т Киевского тос ун-та (1954), асп. на кафедре филос. МОПИ (1959). С 1954 преподает филос. в вузах: до 1957 — в Луцком пед. ин-те, до 1967 — в Барнаульском пед. ин-те, до 1977 — в Алтайском политехн. ин-те (Барнаул), там же в 1964—1977 заведовал кафедрой филос. С 1977 по наст. вр. — проф. кафедры филос. ИПК (ИППК) при МГУ. В 1981—1987 заведовал этой кафедрой.

Докт. дисс. — "Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма" (1971). Б. осуществил фундам. теор.-методол. иссл. отношения материального и идеального в об-ве. Показал, что это отношение является методол. основой как всей системы соц.-филос. знания, так и — в своих модификациях — базой для выделения подсистем законов и категорий, определ. уровней данного знания ("категориальных рядов"). Результаты этих иссл. отражены в монографиях 70-х гг.: "Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма" (Барнаул, 1970), "Соотношение материального и идеального в обществе" (М., 1977). Большое внимание уделялось Б. соц.-филос. иссл. базовых сфер обществ. жизни. Предложены определения сфер, выявлены их детерминационные и функциональные связи, раскрыта ист. эволюция как конституирование осн. сфер и как динамизм, многоплановость всей системы их взаимосвязей.

Итоги этих иссл. отражены в монографиях 80-х гг.: "Диалектика сфер общественной жизни" (М., 1982), "Социальная жизнь общества.

Вопросы методологии" (М., 1986). Обобщением и развитием указанных иссл. явилась разработка общей концепции соц. филос., ее предмета, системы законов и категорий, структуры, методол. функций.

Б. выделяет три уровня структуры соц. филос: осн. сферы жизни об-ва; осн. формы интегрального бытия и функционирования об-ва (структура об-ва, об-во как ист. процесс, движущие силы развития об-ва); об-во как целостный мир (об-во как природный мир, об-во как творение человека, об-во как мир культуры).

Эти иссл. отражены в монографиях: "Исторический материализм.

Современные тенденции развития" (М., 1986); "Социальная философия". Ч.I, Ч.II, (М., 1993; 2-е изд., испр. и перераб. — 2000) — рекомендована Госкомвузом России в качестве учебника для вузов. В 80—90-х гг. Б. приходит к выводу о наличии особого класса филос.-антропологических законов, раскрывающих субстанциально-определяющую роль человека по отношению к об-ву, его ин-там. Поскольку соц. филос. в силу своей социоцентристской ориентации в принципе не может отразить указанный класс законов, необходимо конституирование соц.-филос. антропологии как самостоятельной ветви филос. знания, опирающейся на общие положения филос. антропологии и находящейся в отношении дополнительности с соц. филос. В монографии "Социально-философская антропология.

Общие начала социально-философской антропологии" (М., 1994) Б. определил предмет соц.-филос. антропологии как "закона взаимодействия обществ. сущности человека и человеч. сущности об-ва в их многоплановости и всемирно-историческом развитии", раскрыл соц.-созидательный потенциал человека, духовность как сферу его сущности, охарактеризовал всеобщие модусы человеч. бытия, к числу к-рых наряду со свободой, творч. относятся смысло-ценнос-тное самоутверждение, устремление к абсолютному.

Б. выдвинул положение об антропологическом детерминизме, о формах представленности человека в об-ве, его структурах, о разл. механизмах античеловеч. "оборачивания" об-ва и его ин-тов и ряд др. Анализ соц.-ист. опыта России XX в. с позиций соц.-филос. антропологии воплотился в монографии Б. "Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя". (М., 2000). Здесь дана общая характеристика росс. человека, его ментальное™ и др. черт, предложена антропологическая оценка парт.-гос. абсолютизма, выявлен феномен идеолого-герменевтического мира. Путь росс. человека в XX в. предстает как сложная противоречивая эволюция потерь ti обретений им собственной человеч. сущности.

Б. — ред. и автор ряда колл. работ. Значительное место в творч. Б. занимает подготовка учебных курсов и программ по соц. филос., соц.-филос. антропологии, теор. разработка методики преподавания филос. К этому направлению относятся труды: "Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии" [В соавт. М., 1983]; "Психологические аспекты преподавания философии" // Основы методики преподавания философии.

М., 1971; "Статус преподавателя философии: реальный и должный" // Методика преподавания философии: проблемы перестройки.

М., 1991.