Белянин Александр Васильевич

[11(24). 10.1874, Покровская пригородная слобода Тамбов. губ. — 1943, Прага] — арт. оперы (бас-профундо) и режиссер.

Род. в крестьянской семье. В 1903—09 обучался пению в Моск. конс. (кл. В. Зарудной).

Студентом принимал участие в революционных событиях 1905 г. Будучи в Петербурге, брал уроки пения у И. Прянишникова.

В 1909— 35 солист петерб.

Мариинского т-ра, затем ГАТОБа (позднее работал здесь же режиссером).

Выступал в "Рус. сезонах" С. Дягилева в Лондоне (1913, в партии Варлаама) и Париже (1914). Обладал сильным голосом широкого диапазона, прекрасной вокальной техникой и муз. культурой.

Репертуар певца включал св. 100 партий. 1-й исп. партий: Чики-Зарубина ("Орлиный бунт"), Тюремного надзирателя ("Беглец"), Дмитрия Шуйского, Воеводы ("Комаринский мужик"), 2-го крестьянина ("Лед и сталь"); на сцене Мариинского т-ра — Глаха ("Измена"); на рус. сцене — Воспитателя Ореста ("Электра"); в России — Камергера ("Соловей"); в СССР — Кухарки ("Любовь к трем апельсинам"), 2-го солдата ("Саломея"), 1-го подмастерья ("Воццек"). "Еще одно большое артистическое достижение — Белянин в роли подмастерья.

Речь-пение артиста захватывает своей выразительной и в сущности своей горькой усмешкой.

Белянин выказал и мастерство, и душевную чуткость" (Б. Асафьев)*. Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Кончак, Варлаам, Пристав, Илья ("Вражья сила"), Малюта Скуратов ("Царская невеста"), Бомелий ("Псковитянка"), Полкан ("Золотой петушок"), Голова ("Майская ночь"). Дед Мороз, Царь морской, Элиаким, Добрыня Никитич ("Рогнеда"), Барон ("Призрак"), Гремин;

Рамфис, Самуэль, Лефорт, Хундинг.

Партнеры: Н. Большаков, Е. Збруева, А. Кабанов, А. М. Лабинский, Н. Рождественский, О. Слободская, Д. Смирнов, О. Тарновская, Ф. Шаляпин.

Пел п/у Ф. Блуменфельда, В. Дранишникова, М. Ипполитова-Иванова, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Купера, Н. Малько, Э. Направника, Д. Похитонова, Г. Фительберга.

После 1917 принимал активное участие в концертах для рабочих и моряков, в к-рых исп. арии из опер, романсы, нар. песни (в т. ч. "Дубинушку"), дуэты. В 1920—26 входил в состав оперно-конц. труппы Балтфлота.

Записывался на грампластинки (9 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1911). Автопортрет певца — в ЛГТМ. Лит.: 25 лет на сцене // Гатобовец (Л.). 1935. № 10. С. 2; Асафьев Б.*. Об опере: Избранные статьи. — Л., 1976. С. 276; Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия: Исследование. 1917— 1922. — Л., 1984.