Березовский Максим Созонтович

— композитор, род. в 1745 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, ум. в марте 1777 г.; учился он в киевской духовной академии, но курса не кончил.

Попав случайно в С.-Петербург, Березовский, обладавший прекрасным голосом, определен был в придворную певческую капеллу и стал изучать теорию музыки у Цопписа.

В числе других певчих Березовский неоднократно принимал участие в представлениях итальянской оперы. Отличная игра на скрипке и незаурядная способность к композиции обратили на него общее внимание; в 1765 г. он был отправлен за счет правительства в Италию для усовершенствования и стал изучать музыку у известного теоретика Мартини (в Болоньи).

Традиции старой болонской школы оказали самое благотворное влияние на талант Березовского; композиции его отличались таким вдохновенным и в то же время строгим стилем, что он удостоился редких для иностранца отличий со стороны итальянского музыкального мира: он был избран почетным членом многих итальянских музыкальных академий, в болонской академии сверх того имя его было вырезано золотыми буквами на мраморной доске, а болонское музыкальное общество удостоило его звания капельмейстера.

Несмотря на приобретенную в Италии популярность, Березовский постоянно мечтал о возвращении на родину, по которой он сильно тосковал.

Эту мечту Березовскому удалось осуществить лишь в 1774 г. — после девятилетнего пребывания в Италии.

Родина оказалась для него злой мачехой; неудачи преследовали композитора одна за другой.

По приезде он был причислен к придворной певческой капелле сверх штата; среди иностранцев, захвативших лучшие должности в капелле и державшихся тесно сплоченным кружком, Березовский почувствовал себя совершенно одиноким; положение его было довольно тяжелым и потому, что его сослуживцы, по чувству самосохранения, относились к нему с открытым недоброжелательством и всевозможными способами старались вредить ему. Некоторым просветом в этом довольно безотрадном положении для Березовского явилось предложение Потемкина занять место директора в музыкальной академии, которую он предполагал основать в Кременчуге, но об этом проекте Потемкин вскоре позабыл, равно как и о Березовском.

Все эти огорчения, в связи с материальной нуждой довели Березовского до отчаяния; он заболел горячкою и в припадке болезни перерезал себе горло. Многочисленные церковно-музыкальные произведения Березовского почти все остаются в рукописи.

Придворною певческою капеллою изданы только две композиции: "Верую" (исполняющееся и доселе) и концерт "Не отвержи мене во старости". Большою известностью пользовались концерты Березовского — "Отрыгну сердце мое", "Милость и суд воспою Тебе, Господи", "Слава в вышних Богу", причастный и др.; затем Березовским написана "Литургия", из которой и взято известное "Верую". Большинство композиций написано Березовским в Италии, откуда он присылал их в С.-Петербург; здесь они исполнялись придворною певческою капеллою, а затем расходились в списках по всей России и получали широкую известность.

Будучи поклонником итальянского стиля церковной музыки, Березовский тем не менее делал далеко не бесплодные усилия к согласованию музыкального выражения с характером текста.

В этом отношении композиции его представляют значительный шаг вперед по сравнению с произведениями итальянцев, писавших музыку для богослужения православной церкви, где сплошь и рядом встречаются даже неправильные ударения в словах.

В произведениях Березовского удачно сочетаются возвышенная простота церковного гимна и изящество.

Из светских композиций Березовского сохранилось известие об опере "Демофон", представленной на сцене в Ливорно и имевшей выдающийся успех. А. Преображенский, Словарь русского церковного пения, 1896. — Саккетти, Очерк всеобщей истории музыки. 2 изд. 1891. — З. Дуров, Очерк истории музыки в России (в книге: Руководство к изучению истории музыки Аррей фон Доммер.

Пер. Желябужской. 1884). — Разумовский прот., Церковное пение в России. 1867. К. Храневич. {Половцов} Березовский, Максим Созонтович — замечательный композитор православной церковной музыки; род. 16 октября 1745 г. в гор. Глухове Черниговской губ. Судьба его полна глубокого трагизма.

Воспитанник Киевской духовной академии, Б. по приезде в Петербург был определен благодаря своему прекрасному голосу в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопписа.

В то время при дворе императрицы Елисаветы давались представления итальянской оперы, в которых наряду с другими певчими капеллы принимал участие и Б. Как даровитый юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом (Березовский отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее внимание.

В 1764 г., на 20 году своей жизни, Березовский был послан в Италию, в знаменитую Болонскую академию, где занимался под руководством не менее знаменитого профессора Мартини Старшего.

Господствовавшие в этой академии хорошие музыкальные традиции оказали самое благотворное влияние на развитие таланта Б., что не замедлило отразиться на его сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем.

Дарование Б. и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии.

Б. удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий.

Многие музыкальные академии в Италии избрали Б. своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика.

К этому же периоду времени относится и его опера "Демофон", написанная на текст Метастазио для театра в г. Ливорно, в гавани которого тогда стоял русский флот под начальством графа Орлова; с ним Б. и пришлось позднее вернуться в Россию.

Опера Б. имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых музыкантов того времени.

Живя в Италии и скучая по родине, Б. посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения.

Известный знаток церковной музыки о. Разумовский (см. это слово) в своей книге "Церковное пение в России" (Москва, 1867) указывает на следующие из них: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу"; "Милость и суд воспою тебе Господи", "Причастный" и проч. — Все эти произведения Б. отличаются простотой, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны.

Сочинения Б., присылавшиеся им из-за границы, были не только приняты и разучены, но и исполнены в присутствии тогдашнего Двора, так что имя Б. сделалось с тех пор известным всей России.

Концерты Б. разучивались всеми любителями церковного пения. Но печальнейшее разочарование ждало Б., когда он в 1774 г., после 9-летнего пребывания за границей, возвратился вместе с графом Орловым на родину, исполненный самых радужных надежд.

Он думал, что его блестящее дарование создаст ему соответствующее положение, и глубоко ошибся в своих расчетах.

Петербург кишел в то время массой пришлых и зачастую бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную между собой клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого опасного соперника, который мог стать ей поперек пути. По приезде в Петербург Б. был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим высокопоставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один — князь Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора и тут же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую Потемкин предполагал основать в Кременчуге.

В ожидании же обещанных благ Б. определили в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев.

Эта неудача не ослабила, однако, творческой деятельности Б., он продолжал много и упорно работать.

К несчастью для русского искусства и еще более для самого Б., князь Потемкин, как это нередко с ним случалось, забыл не только о Б., но и о самой академии.

Это обстоятельство имело роковое значение для Б. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, он впал в мрачную тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой и в одном из припадков тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло, от чего и скончался 22 того же марта. Как композитор духовной музыки, Б. вместе с Веделем является представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви, и не думали, нимало не заботясь не только о правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского языка. Этим-то строгим соответствием музыки с текстом и замечательны произведения Б.; им же объясняется и то умилительное впечатление, какое производит музыка Б. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи — соединения простоты и изящества.

Из многочисленных сочинений Берез., оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два сочинения, и то спустя 50 лет со дня его смерти, были изданы придворной капеллой — это "Верую" и классический концерт "Не отвержи мене во время старости". Все они были написаны для больших, правильно организованных хоров и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений Б., кроме двух поименованных, наибольшей известностью пользуются еще семнадцать концертов.

Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова, "Очерк истории музыки в России" (приложение к "Руководству к изучению истории музыки" Аррея фон-Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва, изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский, "Церковное пение в России" (Москва, 1867); H. А. Лебедева, "Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения" (СПб., 1882); Л. Саккети, "Очерк всеобщей истории музыки" (СПб., 1883 г., изд. В. Бесселя и К°); Стаффорда, "История музыки", в переводе Е. Воронова (СПб., 1838); Fetis, "Biographie universelle des musiciens" (Париж, 1860). {Брокгауз} Березовский, Максим Созонтович — род. 1745, ум. в марте 1777; уроженец г. Глухова Черниговской губ., учился в киевской академии; обладал прекрасным голосом, почему еще до окончания курса был определен в Придворную певческую капеллу и отдан для обучения музыке тогдашнему капельмейстеру придворного хора Цоппису.

Обучение шло настолько успешно, что в 1765 Б. был отправлен на счет правительства в Болонью, к известному профессору-теоретику Мартини.

Блестяще окончив курс болонской академии, Б. стремился в Россию, но по приезде в Петербург не нашел себе ни сочувствия, ни материальной поддержки.

Приниженное положение при Дворе, бездеятельность, скоро привели талантливого человека к психическому расстройству, а затем и к самоубийству.

Немногочисленные его композиции ("Верую" на 4 гол., концерт "Не отвержи мене во время старости", 4 причастных; всего до 18 №№, из которых несколько неизданных) заметно выделяются из ряда современных ему композиций приезжих итальянцев, нося на себе печать сильного музыкального таланта и заметного стремления автора сообразоваться с содержанием молитвенного текста песнопений.

В бытность Б. в Италии, им были написаны опера "Демофонт" (с успехом шедшая в Ливорно), а также другие светские сочинения.

Ср. брошюру Н. А. Лебедева: "Б. и Бортнянский как композиторы церковного пения", СПб. 1882. (П.) {Риман} Березовский, Максим Созонтович композитор церк. муз.; р. 1745, † 24 марта 1777 г. {Половцов} Березовский, Максим Созонтович (1745—1777) — украинский композитор (род. в Глухове).

В произведениях Б. заметно сильное итальянское влияние.

Музыкальное образование Б. получил в придворной капелле у капельмейстера Цопписа, а затем у знаменитого итальянского теоретика Мартини, к которому был командирован для усовершенствования.

Достигнув звания члена Болонской академии и поставив в Ливорно свою оперу "Демофонт", Б. в 1774 вернулся в Россию; не найдя здесь поддержки, обреченный на бездеятельность и нужду, он покончил самоубийством.

Из произведений Б. издано несколько композиций церковной музыки.

Лит.: Лебедев, H. A., Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения, СПб, 1882. Березовский, Максим Созонтович (род. 27.X.1745 в Глухове Черниговской губ., ум. 2.IV.1777 в Петербурге) — рус. композитор, певец (бас). Муз. образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге.

В 1764 был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д. Мартини в Болонье.

В 1771 (в один день с Й. Мысливечком) получил диплом академика Болонской филармонической академии.

В 1774 вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу.

Не добившись признания как композитор, лишенный моральной поддержки и испытывая материальную нужду, покончил жизнь самоубийством.

Б. — один из основоположников рус. хоровой классики.

Соч.: опера "Демофонт" (1773, в Италии); духовн. музыка, в т. ч. 12 хоровых концертов (наиболее известный "Не отвержи мене во время старости"), хоры и др.