Бикерман Иосиф Менассиевич

— публицист и общественный деятель; род. в 1867 г. в местечке Окны Подольской губ., в бедной мещанской семье. Получив обычное религиозное воспитание сперва в хедере, потом в иешиботе, он стал рано помогать отду, с которым переезжал с места на место. Когда Б. было 15 лет, для него наступила пора самостоятельной и жестокой борьбы за существование.

Он последовательно служил в мелочной лавке, в керосиновом складе, в булочной.

Несмотря на тяжелые условия, он, плохо владея русским языком, занялся самообразованием; позже он бросил службу, чтобы быть свободным, хотя бы ценой полуголодного существования.

В 1897 г. (т. е. на 30 году) Б. сдал в качестве экстерна экзамен на аттестат зрелости и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (во время студенческих волнений 1897—1899 гг. Б. был исключен на два года); окончил его в 1903 г. Еще в университетские годы Б. работал в одесском отделении Общества распространения просвещения среди евреев (напечатал в "Будущности", 1899 г. "Искатели просвещения") и принимал участие в борьбе против сионистских течений.

Противник сионизма — идеи, по его мнению, призрачной, порожденной антисемитизмом, реакционной по духу, вредной по существу, Бикерман указывал на необходимость отвергнуть иллюзии сионистов и, отнюдь не отказываясь от своей духовной индивидуальности, бороться рука об руку вместе с культурными и прогрессивными элементами России во имя возрождения общей родины.

Эти мысли служили темой его агитационных речей, с которыми он выступал в синагогах Одессы и Кишинева и в многолюдных собраниях, устраивавшихся в частных квартирах в конце 90-х годов. Подробнее эти мысли были развиты им в большой статье: "О сионизме и по поводу сионизма" ("Русское Богатство", 1902, № 7), вызвавшей шумные толки даже за границей. — С возникновением освободительного движения в 1905 г. Бикерман принял в нем широкое участие: он был, между прочим, делегатом от одесских учителей на учредительном съезде учителей в Москве, а также на съезде "Союза союзов". В 1905 г. Б. переехал в Петербург и стал сотрудничать в органах левых партий, начиная с "Сына Отечества" и продолжая теми газетами, которые последовательно заменяли "Сын Отечества", а также в некоторых политических сборниках; в "Рус. Богатстве" Б. напечатал статью "Следует ли идти в Государственную Думу". В 1908 году Б. организовал издание недолго выходившей еженедельной газеты "Наш День"; ныне (1909) при его ближайшем участии выходит дважды в месяц (с 15 окт. 1908 г.) общественно-политический и популярно-научный журнал "Бодрое Слово". М. Б. {Евр. энц.} Бикерман, Иосиф Менассиевич — либеральный публицист.

Род. в 1867 в бедной еврейской семье. Студентом Новороссийского ун-та Б., работая в об-ве распространения просвещения между евреями в России, сблизился с группой "просвещенцев". Группа эта противопоставляла себя, с одной стороны, сионизму, а с другой — "идишистам", культивирующим разговорный язык еврейских масс, — ибо, по мнению "просвещенцев", язык этот не может стать орудием усвоения европейской цивилизации.

Политически "просвещенцы" примыкали к либерализму.

Первая статья Б. "О сионизме и по поводу сионизма" ("Русское Богатство", № 7, 1902) представляла собой, в известном смысле, как бы коллективное заявление группы одесских "просвещенцев" и вызвала чрезвычайно широкий отклик в еврейских кругах.

В 1905 Б. переехал в Петербург и отдался журнальной работе (в "Русском Богатстве" и др.). Здесь он, между прочим, издал несколько объемистых книг о роли евреев в экономической жизни России, в которых пытался убедить правящие круги, что евреи нужны России.

Затем Б. редактировал основанный им в 1908 журнал "Бодрое Слово", сотрудничал в газете "День" и т. д. После Февральской революции он временно прекратил публицистическую работу, не будучи в состоянии ориентироваться в событиях, вышел из редакции "Дня" и поступил в издательство Брокгауз-Эфрон. Октябрьская Революция положила конец политической растерянности Б.; он уехал за границу, где стал исступленным врагом СССР. Деятельность Б. (выступления на всевозможных собраниях правых) высоко оценивается белой эмиграцией, и еврей Б. состоит почетным членом националистических "истиннорусских" клубов.