Богданов Александр Александрович - Биография

Богданов Александр Александрович

Богданов (Малиновский) А. А. (Малиновский, 1873—1928; автобиография) — род. 10 (22) августа 1873 г. у народного учителя, второй из 6 детей. Отец скоро дослужился до учитель-инспекторства в городском училище, и благодаря этому я лет 6—7-ми получил доступ в библиотеку училища, а затем и в его маленький физический кабинет.

Учился в Тульской гимн., жил в ее пансионе, стипендиатом, в условиях казарменно-тюремных; там злостно-тупое начальство на опыте научило меня бояться и ненавидеть властвующих и отрицать авторитеты.

Кончив с золотой медалью, поступил в Московский университет, естественником; в декабре 1894 г. арестован как член Союзного Совета землячеств и выслан в Тулу. Там рабочим оружейником Ив. Ив. Савельевым был привлечен к работе в кружках как пропагандист; скоро в ней приняли участие В. Базаров и И. Степанов.

На этой работе в 1896 г. пришел от народовольческих идей к социал-демократизму; а из лекций в кружках составился "Краткий курс экономической науки" (вышел изувеченный цензурой в конце 1897 г.; Ленин горячо приветствовал его в рецензии "Мира Божьего", 1898, № 4). С осени 1895 г. часть времени проводил в Харькове, обучаясь на медицинском факультете; бывал в тамошних с.-д. интеллигентских кружках — лидером их был Череванин, — но разошелся с ними из-за вопроса о морали, которой они придавали самостоятельное значение.

В 1898 г., стремясь дать ответ на широкие запросы наших рабочих в смысле общего мировоззрения, написал свою первую философскую книгу: "Основные элементы исторического взгляда на природу". Осенью 1899 г. кончил университет, а затем был арестован за пропаганду.

Полгода тюрьмы в Москве, высылка в Калугу, оттуда на 3 года в Вологду.

Много учился и писал; в 1902 г. организовал и редактировал сборник против идеалистов — "Очерки реалистического мировоззрения". Служил полтора года врачом в психиатрической лечебнице.

С конца 1903 г. редактировал марксистский журнал "Правда", издав. в Москве.

Осенью 1903 г. примкнул к большевикам и, кончив ссылку, вскоре, весной 1904 г., поехал в Швейцарию, там присоединился к Ленину.

На собрании 22-х был выбран в Бюро Ком-ов Большинства (Б. К. Б.), первый большевистский центр. Приблизительно тогда же был в первый раз отлучен от марксизма меньшевистской "Искрой" (статья Ортодокса в № 70, обвинявшая меня в философском идеализме).

Осенью вернулся в Россию, с декабря 1904 г. работал в Петербурге в Б. К. Б. и П. комитете.

Мной были написаны тактические листки Б. К. Б. о вооруженном восстании и о созыве партийного съезда, как и большинство других листков Б. К. Б. Весной 1905 г. на съезде в Лондоне (III съезд, большевистский) был докладчиком по вопросу о вооруженном восстании, а также по организационному вопросу и выбран в первый большев.

Ц. К. Работал в Петербурге, участвовал в редакции большевистской "Новой Жизни", был представителем ЦК в Совете Раб. Деп., где и арестован 2 декабря 1905 г. Освобожденный в мае под залог, попал в ЦК уже меньшевистский от большевиков; высланный за границу, нелегально вернулся и жил в Куоккале вместе с Лениным, работая в редакции большевистских органов, а также при думских фракциях 1, 2 и 3 Думы. По вопросу о 3-й Думе был бойкотистом, но после решения партийной конференции против бойкота проводил избирательную кампанию в эту Думу в нелегальной рабочей газете "Вперед", которую редактировал.

В конце 1907 г. я был отправлен товарищами за границу в составе тройки (с Лениным и Иннокентием) для редактирования органа большевиков "Пролетарий". Летом 1909 г. был вместе с Л. Б. Красиным, в качестве левого б-ка устранен из большевистского центра, а в январе 1910 г., при слиянии фракций большевиков и меньшевиков, и из ЦК партии.

Осенью 1909 г. участвовал в организации 1-й партийной рабочей школы — на Капри, осенью 1910 г. — 2-й школы в Болонье.

В декабре 1909 г. был докладчиком платформы "группы большевиков", вскоре принявшей название "литературной группы Вперед". Эта платформа "Современ. положение и задачи партии" — впервые формулировала лозунг пролетарской культуры.

Весной 1911 г., когда группа "Вперед" стала переходить от культурно-пропагандистской работы к политике в заграничном духе, я вышел из нее и ушел от политики; писал потом, до революции, только пропагандистские статьи в "Правде" и др. рабочих органах.

Вернувшись в Россию в 1914 г. был послан на фронт в качестве врача. Революция застала меня в Москве; там я сначала писал политически-пропагандистские статьи; в одной из них в январе 1918 года поставил диагноз военного коммунизма; затем перешел всецело на культурную и научную работу — в Пролеткульте, Пролет. университете и проч. Осенью 1921 г. прекратилась и моя пролеткультовская работа, я посвятил себя всецело научной.

До сих пор с 1918 г. состою членом Коммунистической (бывшей Социалистической) Академии.

Мои главные работы: 1. По политической экономии: "Краткий курс эком. науки", ее первый учебник, написанный по исторической схеме (последние издания переработаны в сотрудничестве с Ш. М. Дволайцким), переведен на английский и несколько других языков; "Начальный курс полит. экономии" в вопросах и ответах; большой "Курс полит. экономии" (в сотрудничестве с И. И. Степановым).

Статья "Обмен и техника" (1903), в сборнике "Очерки реалистич. мировоззр.", давшая впервые доказательство теории трудов, стоимости, построенное на принципе равновесия. 2. По историческому материализму: "Наука об обществ. сознании" — историческое изложение развития идеологий, главным образом форм мышления, с объяснением их генезиса из производств. отношений; переведена на немецк. яз.; "Из психологии общества" (сборник статей 1902—06); "Организационные принципы соц. техники и экономики" ("Вест. Соц. Акад.", 1923, № 4) — объяснение форм сотрудничества через технические отношения. 3. По философии: "Эмпириомонизм", ч. I, II, III (1903—1907 гг.), картина мира с организационной точки зрения, т. е как процесса формирования, борьбы и взаимодействия комплексов и систем разных типов и ступеней организованности; "Философия живого опыта" (1911) — обзор развития реалистических систем философии, кончая эмпириомонизмом; "От монизма религиозного к научному", доклад (в прил. к 3-му изд. "Философ. живого опыта") — обоснование борьбы за научный монизм, устраняющий философию вообще. 4. По организационной науке: "Всеобщая организац. наука" (Тектология), ч. I, II, III (1913—1922) — общее учение о формах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления (часть I издается на немецком); "Принципы единого хоз. плана" ("Вестник труда", 1921, №№ 4—6) и "Труд и потребности работника" ("Молодая Гвардия", 1922 г., № 3) — приложения организационных законов к решению основных хозяйственных задач; "Объективное понимание принципа относительности" — приложение организ. точки зрения к истолкованию принципа относительности ("Вестник Ком. Акад.", 1924, № 8). 5. По пролетарской культуре: "Новый мир" (1904—06) — популярная характеристика высшего культурного типа жизни; "Культурные задачи рабочего класса" (1911) — обоснование программы пролет. культуры; "Искусство и раб. класс" (переведено на немецкий); "Социализм науки" — о пролет. науке (частью тоже переведено на немецкий); "Элементы пролет. культуры в развитии раб. класса" — исторический анализ; "О пролетарской культуре" — сборн. статей 1904—1924 гг. Сюда же можно отнести два романа: "Красная звезда" (1907), утопия (переведено на франц., немец, и еще неск. языков); "Инженер Мэнни" (1912) — картина столкновения пролет. и буржуазной культуры.

Еще несколько книг, несколько десятков журнальных статей, брошюр и докладов, еще больше газетных статей и листков, главным образом пропагандистских. [Организатор и директор первого в мире Института переливания крови (1926). Умер в результате эксперимента по переливанию крови, проведенного на самом себе.] {Гранат} Богданов, Александр Александрович [настоящая фамилия — Малиновский, др. псевдонимы — Максимов, Рядовой, Вернер; 10(22).08.1873 — 07.04.1928] — философ, социолог, экономист, полит. деятель, ученый-естествоиспытатель, литератор.

Род. в г. Соколка Гродненской губ. в семье нар. учителя, выходца из коренной вологодской семьи. Поступил на естеств. отделение Моск. ун-та (1893), однако в 1894 исключен из ун-та за участие в народовольческом Союзе Северных землячеств, арестован и сослан в Тулу. В 1899 окончил мед. ф-т Харьковского ун-та. В 1904 был в Швейцарии, затем работал в Петербурге; арестован и выслан за границу, вернулся нелегально.

С 1907 — вновь за границей.

В 1914 вернулся, был врачом на фронте.

В филос. Б. стремился создать собственную систему — "эмпириомонизм". Принимал участие в социал-демокр. движении.

Входил в ред. большевистских органов "Вперед" и "Пролетарий", являлся одним из ред. газ. "Новая жизнь". После революции 1917 читал лекции по экономике в Моск. ун-те. Выдвинул идею создания науки об общих законах организаций — тектологии, предвосхитившей во многом кибернетику и создававшей предпосылки для системного подхода.

В 1918 стал одним из организаторов "Пролеткульта", участвовал в организации "Пролетарского ун-та". В 1920 разработал модель народно-хозяйственного плана, сформировав осн. принципы его построения.

Член президиума Коммунистич. академии (1918—1926). Автор утопических романов "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1912). С 1921 целиком посвятил себя естественно-науч. иссл. в обл. гематологии и геронтологии.

В 1923 арестовывался.

С 1926 — директор основанного им первого в мире Ин-та переливания крови. Умер в результате поставленного на себе эксперимента по переливанию крови. Предмет тектологии Б. как универсальной организационной науки определяется тем, что вся вселенная "выступает перед нами как беспредельно развертывающаяся ткань форм разных типов и ступеней организованности — от неизведанных нам элементов эфира до человеческих коллективов и звездных систем" ("Тектология". Кн.1. М., 1989. С.73). Эмпириомонистское мировоззрение Б. (сходное с филос. Маха, однако, в отличие от последней, устанавливавшее генетическую зависимость физ. и психического рядов опыта) позволяет ему отождествить мир и опыт, рассматривать осн. объекты тектологии — организованные комплексы — и их элементы как сводимые к активностям-сопротивлениям.

В ином, более "реалистическом", онтол. контексте активности-сопротивления должны рассматриваться как свойства элементов и комплексов.

Организованные комплексы, по Б.,— те, к-рые больше суммы своих частей (т. е. активность-сопротивление комплекса в целом больше суммы активностей-сопротивлений его элементов), дезорганизованные — меньше суммы своих частей, нейтральные — равны сумме частей.

Б. подчеркивает, что организованная система бывает таковою не вообще, не универсально, а лишь по отношению к каким-либо определ. активностям, сопротивлениям, энергиям; вместе с тем по отношению к др. она м.б. дезорганизованной, а к третьим — нейтральной (Там же. С. 125). Основные организационные механизмы: конъюгация — соединение комплексов, и ингрессия (вхождение) — метод "вводных", или "посредствующих" комплексов для установления цепной связи. Б. рисует широкую картину явлений, подлежащих изучению в рамках тектологии, иллюстрирует возможности постановки и решения важнейших проблем с позиций этой науки. Напр., пишет он, "конъюгационная схема возрастающих возможностей развития говорит нам о том, что гибель племен и народностей, хотя бы весьма отсталых, суживает базис дальнейшего развития человечества в его целом. Она означает уничтожение тех своеобразных элементов и условий развития, к-рые возникают из смешения и из общения разных народностей... Сумма организационных форм в самом широком смысле этого слова, из какой исходит прогресс человечества, уменьшается необходимо и бесповоротно при истреблении отсталых племен" (Там же. Кн.2. С.53—54). Б. полагает, что "структурные отношения могут быть обобщены до такой же степени чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим" (Там же. Кн.2. С.309). Он рисует грандиозные перспективы развития тектологии, считает, что полный ее расцвет "...будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной.

Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: о способе наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов — реальных или идеальных" (Там же. Т.1. С. 133). Соч.: Основные элементы исторического взгляда на природу.

СПб., 1899; Эмпириомонизм.

Кн.1—3. М.-СПб., 1904—1906; Революция и философия.

СПб., 1905; Из психологии общества (Статьи 1901—1904 гг.). 2-е изд. СПб., 1906; Очерки по философии марксизма.

СПб., 1908; Философия современного естествоиспытателя // Очерки философии коллективизма.

Сб. 1. СПб., 1909; Падение великого фетишизма.

Вера и наука (о книге В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"). М., 1910; Философия живого опыта. СПб., 1913; Всеобщая организационная наука (тектология).

Ч.1—2. М., 1913—1917; Ч.3. Берлин-Пг. —М., 1922; Наука об общественном сознании.

М., 1914 (3-е изд. — М. —Пг., 1923); Введение в политическую экономию.

М., 1917; Вопросы социализма.

М., 1918 (М., 1990); Курс политической экономии. [В соавт. с И.И.Скворцовым-Степановым]. Т. 1—2. М., 1918—1920; Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса.

М., 1920; Учение об аналогиях // В. Социалистической академии. 1923. Кн.II; Принцип относительности с организационной точки зрения // Теория относительности и ее философские истолкователи.

М., 1923; О пролетарской культуре. 1904—1924. Л. —М., 1924; Борьба за жизнеспособность.

М., 1927; Пределы научности рассуждения // В. Коммунистической академии. 1927. Кн.21; Тектология.

Всеобщая организационная наука. В 2 кн. М., 1989; Вопросы социализма.

Работы разных лет. М., 1990; Вера и наука (о книге В.Ильина "Материализм и эмпириокритицизм") // ВФ. 1991. № 12. И.Ю.Алексеева, Т.В.Кулакова Богданов, Александр Александрович (Малиновский).

Род. 1873, ум. 1928. Философ, экономист, политический деятель, врач. Социал-демократ, затем большевик.

С 1918 г. идеолог Пролеткульта, автор идеи создания науки об общих принципах организации — тектологии.

Главный труд — "Всеобщая организационная наука" (в 2 тт., 1913—17). Создатель и директор Института переливания крови (1926), погиб во время эксперимента.