Богушевич Франциск

[1840—1900] — видный белорусский поэт. Род. в Ошмянском уезде Виленской губ., в мелкошляхетской семье; среднее образование получил в Вильно, потом учился в Петербурге на физико-математическом факультете.

В 1863 Б. принял активное участие в польском восстании; после ликвидации восстания поступил в Нежинский юридический лицей, который окончил в 1868; в продолжение 10 лет был судебным следователем в Конотопе, затем занимался адвокатурой в Вильно.

Умер в деревне Ошмянского у. Из напечатанных произведений Б. важными являются два сборника стихотворений: "Дудка беларуска" (Краков, 1891, было 5 изданий) и "Смык беларускі" (Познань, 1894, было 4 издания).

В творчестве Б. преобладают мотивы национальные и социальные.

Он первый в белорусской литературе горячо высказывается за необходимость культурно-национального возрождения родины, в первую очередь родного яз. Проблема национальная тесно увязывается у Б. с проблемой социальной.

Рисуя бедственное положение белорусского крестьянства, его эксплуатацию помещиками, Богушевич вскрывает социально-классовые противоречия пореформенной деревни.

Идеология белорусского поэта — народническая.

Она возникла на почве разложения крепостного хозяйства, возможно под влиянием украинского и русского народничества.

Особенное внимание Б. обращает на экономику, его преимущественно интересует социальное положение белорусского крестьянина; к политическим вопросам он относится с значительным индиферентизмом.

Поэзия Б. представляет собой как бы кривое зеркало, в котором преломляются все недостатки буржуазно-либеральных реформ Александра II ("У судзе", "Быу у чыстцы", "У вастрозе", "Кепска будзе" и др.). С народниками Б. роднит также психология кающегося дворянина и своего рода антиэстетизм.

Формально-художественные приемы Б. тесно связаны с его народнической тематикой.

Поэт весьма часто стремится взглянуть на жизнь глазами простого человека — крестьянина; этим и объясняются в поэзии Б. приемы сказа и остранения.

Кроме того в творчестве Б. обнаруживается течение художественного фольклоризма: белорусского поэта интересуют продукты народного творчества, его привлекает народная фантастика; поэтика Б. находится под значительным влиянием поэтики народной песни. Даже привлекая общечеловеческие сюжеты, Б. подчиняет их народнической тематике.

Так напр. в разработку фаустовской легенды и легендарно-религиозных представлений о загробном мире поэт вносит народнические мотивы.

Творчество Б. оказало большое влияние на развитие белорусской литературы: последующие белорусские поэты и беллетристы в значительной степени расширяют и углубляют темы, поставленные Б. М. Пиотухович. {Лит. энц.}