Борисенко Алексей Григорьевич

[1868, Новочеркасск, обл. войска Донского, ныне Ростов. обл. — 26.5.1941, Ростов-н/Д] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), режисер и педагог.

Засл. арт. Республики (1928) Муж М. Ростовской-Ковалевской.

Род. в семье мастеровых.

С 10 лет пел в архиерейском хоре; до 14 лет учился в школе, затем работал 4 года на табачной фабрике, где пел в любительском хоре. С 1887 начал сцен. деят-сть в укр. муз.-драм. труппе М. Кропивницкого (сначала хористом, затем солистом), с к-рой гастролировал в Петербурге, Москве и провинции.

В 1889 по рекомендации М. Балакирева и Н. Римского-Корсакова был принят солистом в петерб.

Придв. певческую капеллу; одновременно брал уроки пения у проф. К. Брагина.

В 1893 выступал в Петербурге (антр. И. Зазулина).

В 1892 по приглашению И. Сетова перешел в его киев. антрепризу; также занимался с ним постановкой голоса.

В 1894—96 совершенствовался в пении в Милане у проф. Поццо (сцен. мастерством занимался у Матино).

В 1896—98 выступал в Харькове (антр. А. Церетели), Екатеринбурге (1897), Саратове, Казани, Н. Новгороде, Одессе, Вильно, Тифлисе и др. городах.

В 1898— 1900 солист петерб.

Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Владимира Дубровского и Собинина), в 1899 пел в петерб. летнем т-ре "Аркадия", в 1900 — в Баку, в 1900—04 — в Тифлисе, затем в Киеве, Казани (1904, 1906—08, 1911 — 12), Москве Товарищество Моск. частной оперы, 1904; Опера С. Зимина, 1905—07, 1913—19, с 1913 одновременно работал учителем сцены и режиссером, с 1916 — худож. рук. т-ра; в 1914 — в Общедоступной лирической опере). В 1907—13 выступал в Петербурге, Саратове, Тифлисе (1910), Екатеринбурге (1912—13 и на гастролях в 1915). Обладал сильным, звучным голосом с тембром горлового оттенка, имел выразительную сцен. внешность, тонко чувствовал стиль исполняемого произведения. "Очень хороший актер. совершенно чуждый оперной рутины, Борисенко производил впечатление настоящего драматического артиста, поющего в опере, увы, довольно неприятным голосом.

Ни высокая музыкальность артиста, ни его отличная фигура — ничто не страховало артиста от холодности публики... Борисенко в партии "Вертера" покорил публику.

Выразительная внешность, тонкая и изящная фразировка, благородство поз, лицо, на котором отражалась вся трагедия Вертера, — все было полно гетевским Вертером! И даже самый голос артиста, сухой и неблагодарный, звучал в этой партии какими-то благородными обертонами" (Н. Боголюбов)*. Репертуар певца включал ок. 80 партий (преимущественно драм.) в операх и 10 в опереттах. 1-й исп. пapтии: Давели ("Горный сокол"), Белидора ("Сестра Беатриса" Б. Яновского), Деда ("Неотразимая"), Вонмигласова ("Хирургия"); в Екатеринбурге — Марселя ("Жизнь Латинского квартала"), Хозе ("Кармен"), Педро ("Долина"); Дженара ("Кармела"); в Москве — Миронова ("Дни нашей жизни"), Кавалера де Грие ("Манон Леско"); в Киеве — Молодого цыгана ("Алеко" С. Рахманинова); в Петербурге — Арлекина ("Паяцы"); на рус. сцене — Андре Шенье ("Андре Шенье"), Анри д''Арбеля ("Роланда"), Марселя ("Жизнь Латинского квартала"). Лучшие партии: Владимир Дубровский, Самозванец, Садко, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Герман ("Пиковая дама"), Вакула ("Черевички"), Княжич Юрий, Вертер, Каварадосси, Ка-нио, Рауль, Лоэнгрин.

Др. партии: Шуйский, Афанасий Иванович, Синодал, Нерон ("Нерон"), Ваня ("Дети степей"), Андрей ("Мазепа" П. Чайковского), Трике, Моцарт, Берендей;

Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Рудольф ("Богема"), Пинкертон, Радамес, Турриду, Элеазар, Эмиль, Тангейзер.

Партнеры: Н. Кошиц, М. Максаков, Н. Папаян, М. Ростовская-Ковалевская, А. Томская, Ф. Шаляпин.

Пел п/у С. Барбини, М. Ипполитова-Иванова, И. Палицына, Е. Плотникова, С. Рахманинова, А. Эйхенвальда, Б. Яновского.

Впервые поставил в 1914 силами студийцев Оперы С. Зимина в моск. т-ре "Наука и жизнь" оперу "Хирургия" (совместно с М. Говоровым), в 1916 — "Ведьму" Б. Яновского.

Нек-рое время работал режиссером на моск. курсах А. Шор. В 1924—26 гл. режиссер Одесского оперного т-ра, где поставил оперу "За серп и молот", "Риголетто", "Травиату", с 1925 гл. режиссер Бакин. оперного т-ра (поставил "Ивана Сусанина" М. Глинки, "Снегурочку", "Пиковую даму", "Лейли и Меджнун", "Асли и Керем" У. Гаджибекова, "Трильби"), в 1931—32 организатор и гл. режиссер Ростов. оперного т-ра, на сцене к-рого эпизодически выступал сам (одновременно преподавал сольное пение и был зав. оперной студией Ростов. муз. техникума).

В 1923 преподавал сцен. мастерство в Ростов. конс., позднее — в Одесском муз. техникуме (зав. оперным кл.). Встречался с В. И. Лениным и М. Горьким во время их посещений оперных спектаклей в Москве после 1917. Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1899. Вып. 2. С. 20; Боголюбов H. H.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 107—108; Стефанский И. Юбилей А. Г. Борисенко // Большевистская смена (Ростов-н/Д). 1940. 16 февр. № 24 (3116); Кантор Г. М. Оперный театр в Казани дооктябрьского периода (диссертация, машинопись, 1971). — в ГБЛ. Л. 194—195.