Боровой Алексей Алексеевич

(р. 1876) — литератор-анархист.

В 1898 окончил юридический факультет Московского ун-та, с 1901 — приват-доцент в нем. Читал ряд курсов по рабочему вопросу, административному праву и политической экономии в Московском ун-те и др. учебных заведениях.

Выступал также с защитой анархо-индивидуалистического, а затем анархо-синдикалистского мировоззрения в публичных лекциях.

Лекционная деятельность Б. подвергалась преследованиям администрации.

В 1911 Б. эмигрировал в Париж, где читал лекции в College libre des sciences sociales и в эмигрантском рабочем ун-те. В 1913 вернулся, в Россию и занялся журнальной деятельностью.

В начале 1918 Б. был военным комиссаром при Главном военном санитарном управлении.

С 1918 по 1923 читал ряд курсов в разных учебных заведениях Москвы.

С 1924 Б. состоит экономистом-консультантом при Московской товарной бирже. Работы Б.: Общественные идеалы современного человечества (либерализм, социализм, анархизм), 2 изд., М., 1906 и 1917; Революционное миросозерцание, М., 1907; Популярный курс политической экономии, М., 1908; История личной свободы во Франции, М., 1910; Революционное творчество и парламент (революционный синдикализм), 2-е изд., М., 1918; Анархизм, М., 1918; Личность и общество в анархистском мировоззрении, Москва, 1920; Миф о Бакунине, Москва, 1925, и др. Боровой, Алексей Алексеевич (12.11.1875—21.11.1935) — социолог, публицист.

Получил экон. образование в Моск. ун-те (1898). В 1903—1905 находился за границей.

Приват-доц. Моск. ун-та, читал лекции в Нар. ун-те им. Шанявского.

В 20-е гг. издавал произведения анархистских писателей, поддерживал отношения с эмигрантским анархическим изд. "Дело труда". Подвергался арестам.

Сравнивая соц.-полит. доктрины либерализма, социализма и анархизма, Б. приходил к выводу, что последняя "является наиболее возвышенной и наиболее полно отвечающей на запросы пытливой человеч. мысли", ибо "центр. идеей анархизма является конечное освобождение личности". Большую роль в достижении этой цели Б. отводил развитию техники, к-рая, считал он, позволит сменить процесс дифференциации трудовых функций процессом их интеграции,— человек, имея в своем распоряжении высокоразвитую технику, "...будет в состоянии один, собственными силами произвести целиком тот продукт, в к-ром он нуждается.

Ему не нужны будут помощники; не нужны будут спец. в отдельных отраслях хозяйства.

Он станет самодовлеющей хозяйственной единицей". Техн. бессилие отдельных личностей сменится полным техн. могуществом; необходимый продукт уже не будет пробегать через тысячи человеч. рук, чтобы достичь того, кто в нем нуждается; это создаст предпосылки для "уничтожения всяких внешн. организаций, всяких принудительных учреждений". Б. полагал, что анархическое устройство об-ва должно прийти на смену социалистической.

Он писал: "В бурж. обществе культура личности в массе невелика.

Там, где миллионы людей долгие дни проводят в душных и жарких мастерских или годами гложут осиновую кору, там некогда думать о голоде духа. Но там, где, как в социалистическом строе, алчущие будут насыщены, родятся потребности духа, к-рые социализм наполнить не может... Тогда на почве неслыханных страданий сперва порабощенного, потом возмущенного гордого духа восстанет царство истинной свободы — анархизм". (См.: Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX—начала XX века. Избранные произведения.

М., 1994.) Соч.: Общественные идеалы современного человечества.

Либерализм.

Социализм.

Анархизм. 1906; Революционное миросозерцание. 1907; Революционное творчество и парламент.

Революционный синдикализм. 1907; Популярный курс политической экономии. 1908; Анархизм. 1918; Личность и общество в анархистском мировоззрении. 1920.