Брилинг Николай Романович

[р. 1 (13) окт. 1876] — сов. ученый в области автомобилестроения, двигателей внутреннего сгорания и теплотехники, чл.-корр. АН СССР (с 1953). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1946). Будучи студентом Моск. высшего тех. училища (МВТУ), Б. дважды подвергался аресту и высылке за распространение ленинской "Искры". В 1907 защитил докторскую дисс. "Потери в лопатках паротурбинного колеса", в к-рой впервые были освещены все факторы, определяющие кпд паротурбинного колеса.

С 1908 преподавал в МВТУ, где в 1915 по инициативе Б. было положено начало подготовке специалистов по транспортным двигателям.

Среди работ Б. наиболее известны курс "Двигатели внутреннего сгорания" (1911, 3 изд., 1935) и "Исследование рабочего процесса и теплопередачи в двигателе Дизель" (1931), в к-рых даны новые формулы для подсчета теплопередачи и разработана новая система теплового расчета двигателя внутреннего сгорания.

В работе "Быстроходные дизели" (1951) Б. совм. с сотрудниками описал основные тепловые процессы, определяющие энергетич. и экономич. показатели быстроходных транспортных дизелей.

В 1956 в работе по быстроходным короткоходным дизелям Б. дал теоретическое обоснование создания двигателей высокой экономичности и высокой литровой мощности В. сконструировал ряд оригинальных автомобильных и авиационных двигателей, первый советский малолитражный автомобиль НАМИ-1, аэросани.

Б. принадлежат также работы по проектированию и расчету нефтепроводов и газопроводов.

Брилинг, Николай Романович Род. 1876, ум. 1961. Представитель российской науки, автомобилестроитель, автор научных трудов по автомобилестроению, двигателям внутреннего сгорания, теплотехнике.

Чл.-корр. АН СССР с 1953 г.