Булахов Петр Александрович

Булахов Петр Александрович — певец Императорской сцены; ум. 30 октября 1835 г. в Москве.

Наставником Булахова в пении был известный в то время певец и учитель пения Бечи. Оценив блестящие способности своего ученика и полюбив его, Бечи особенно старательно занимался с Булаховым.

В 1821 г. Булахов поступил на московскую сцену (на амплуа первых любовников в операх) уже образованным певцом, так как долгое время до того служил в одном из частных хоров. Дебюты Булахова на московской сцене были блестящи.

Его дальнейшие выходы только упрочили его известность, и через некоторое время он уже считался лучшим из всех современных ему русских певцов.

Вскоре же после поступления Булахова на Императорскую сцену он получил титул придворного певца. Булахов обладал сильным тенором, отличавшимся замечательною гибкостью и мягкостью, благодаря которым он легко преодолевал технические трудности.

Больше всего удавалась Булахову французская музыка, и особенным успехом он пользовался в модных в то время операх: "Калиф Багдадский", "Жан Парижский", "Каменщик", "Белая волшебница" ("La dame blanche") и "Отец и дочь" (в последней опере Булахов, между прочим, мастерски исполнял арию под аккомпанемент кларнета).

Неоднократно Булахову приходилось выступать на сцене вместе со знаменитой Филлис.

Булахов имел значительные, для певца, познания в музыке; он, между прочим, с большим успехом исполнял разные романсы и песни, которые были им же самим положены на музыку.

Булахов был также прекрасным учителем пения. С 1832 г. здоровье его стало заметно ослабевать, через три года он вышел в отставку и скоро после того скончался.

Некролог князя Георгия Дадиана в "Московских Ведомостях", 1835 г., № 102. — М. К(ублицкий), "История оперы в лучших ее представителях", Москва, 1874, стр. 248—249. — Словарь Брокгауза и Ефрона. {Половцов} Булахов, Петр Александрович [1793 (в нек-рых источ. 1792) — 30.10(11.11).1835, Москва] — арт. оперы (тенор), камерный певец. Отец П. П. Булахова.

Пению обучался в Москве у итал. певца и педагога Ф. Риччи. Пел в Моск. частном хоре, с 1817 часто выступал в публичных концертах.

В 1821—25 пел в моск. т-ре Пашкова на Моховой (Никитской), в 1825—32 солист моск. Большого т-ра. Выступал не только в операх, но и в водевилях, театр. дивертисментах.

Обладал сильным звучным голосом чарующе мягкого и в то же время густого тембра, виртуозной техникой. "Это был искуснейший и образованнейший певец, когда-либо являвшийся на русской сцене, певец, о котором итальянцы говорили, что если б он родился в Италии и выступил на сцене в Милане или Венеции, то убил бы все до него известные знаменитости" (Ф. Кони). Однако в его актер. игре критики отмечали холодность и отсутствие сцен. свободы. 1-й исп. партий: Болеславского ("Деревенский философ" А. Алябьева), Славина ("Встреча дилижансов"), Карла ("Три десятки, или Новое двухдневное приключение"), Лионского ("Хлопотун, или Дело мастера боится"), Эрвина ("Выкуп Барда, или Сила песнопения"), Красицкого ("Пан Твардовский"), Федерика ("Хижина на Альпийских горах"), 1-го певца ("Певцы во стане русских воинов"), Селима ("Несколько часов царствования Нурмагалы"), Итальянца ("Девкалионов потоп, или Меркурий-предъявитель"), Росславлева-старшего ("Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом"), Ивана-царевича ("Иван-царевич"); в Москве — Разрубова ("Лунная ночь, или Домовые"), Матвея ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Полковника Чайковского ("Новая суматоха, или Женихи чужих невест"); в моск. Большом т-ре — Владисила ("Илья богатырь"), Всеслава ("Князь невидимка, или Личарда-волшебник"), Левсила ("Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича"), Белино ("Чертов мост, или Наказанное злодеяние Торальди"), Матвея ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Фра-Дьявола ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Клеомена ("Осада Коринфа"), Графа ("Снег, или Новый Егингард"); на рус. сцене — Графа Фридриха Левенштейна ("Невеста"), Рожера ("Каменщик"), Ринальда ("Черный латник, или Сын проклятия"), Георга ("Белая волшебница"). С большим успехом выступал в операх "Калиф Багдадский", "Жан Парижский", "Белая волшебница". Др. партии: Родольф ("Красная шапочка"). Любим ("Старинные святки"); Макс ("Вольный стрелок"), Арман ("Водовоз"), Иосиф. Партнеры: Н. Лавров, Н. Репина, А. Сабуров, Е. Филлис, В. Шемаев, М. Шепкин.

Пел п/у И. Фельцмана, Ф. Шольца. 1-й исп. баллады на сл. А. Пушкина "Черная шаль" А. Верстовского в театр. оформлении (в доме Пашкова, 1823) и романса "Соловей" А. Алябьева (7 янв. 1827, в дивертисменте, моск. Большой т-р). В репертуар входили также рус. нар. песни ("Не белы снеги", "У нас было на улице") и романсы.

Вел пед. деят-сть и считался одним из лучших вокальных педагогов.

Поэт С. Н. Глинка посвятил певцу стихотворный экспромт: Булахов! Ты сердце знаешь, Из него ты извлекаешь Голос сладостный — души. Автор неск. романсов (в т. ч. "Три наслажденья в жизни нашей"; рук. — в ЦГАЛИ), аранжировок рус. и польских песен. Имеется портрет певца худож. В. Тропинина (1823) — в ГТГ. Лит.: Дадиан Георгий.

Некрологи я. Петр Александрович Булахов // Моск. ведомости. 1835. № 102. 21 дек.; Ф-ни [Кони Ф. А.]. Закулисная хроника.

Странности [П. А.] Булахова // Пантеон. 1840. № 1. С. 140—141; Кублицкий M. E. История оперы в лучших ее представителях: Композиторы. — Певцы. — Певицы. — М., 1874. С. 248; Штейнпресс Б. Страницы из жизни А. А. Алябьева. — М.; 1956. С. 140—141, 314; Его же. Очерки и этюды. — М., 1980. С. 246, 247—251; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки.

Очерк. — Л., 1959. С. 699 — 701; С конечная А. Московский парнас. — М.. 1983. С. 89—91.