Черный Иосиф Иегуда (Иосиф Яковлевич)

— путешественник-этнограф.

Род. в 1835 г. в Минске, ум. в 1880 г. в Одессе.

Родители Ч. прочили сына в винокуры, но страсть к путешествиям побудила молодого Ч. забросить свою профессию, и он направился без всяких средств на Кавказ, где занялся изучением общественного, религиозного и семейного быта местных евреев, которые считают себя потомками десяти колен Израилевых.

Ч. поместил тогда в разных евр. изданиях: "Ha-Maggid", "Ha-Karmel", "Ha-Meliz", "Neueste Post" и др. ряд статей о жизни дагестанских, бухарских и персидских евреев; описывая их тяжелое экономическо-правовое положение, а также их низкий умственный уровень, он обращался к разным лицам и учреждениям, с просьбой содействовать улучшению быта этих отдаленных еврейских общин, и вступил по этому поводу в переписку с С. Д. Луццатто, И. М. Заксом, председателем Alliance Israelite Кремье и др. В 1864 г. Ч. обратился к Обществу для распространения просвещения между евреями, прося оказать ему содействие в задуманном им более детальном обследовании жизни и исторического прошлого евреев Кавказа и Закавказского края. Рекомендательные письма Общества ко многим видным административным лицам помогли Ч. получить от бывшего тогда наместником Кавказа вел. кн. Михаила Николаевича и начальников отдельных областей Закавказского края открытые листы к местным административным властям с поручением оказывать Ч. содействие и покровительство.

Ч. путешествовал по Кавказу и Закавказью свыше десяти лет, после чего вернулся в конце 1879 г. в Одессу, чтобы привести в порядок и опубликовать накопившийся у него ценный историко-этнографический материал.

Смертельная болезнь (чахотка горла) не дала ему возможности закончить свой труд, и Ч. перед смертью завещал весь собранный им материал "Обществу просвещения". На средства последнего и под редакцией А. Я. Гаркави была опубликована в двух частях (Sefer Ha-Massaoth, 1884) лишь та часть записок Ч., которая имеет непосредственное отношение к быту и истории кавказских евреев.

Этот материал распадается на две категории: 1) собранные путешественником письменные памятники кавказских евреев, относящиеся к последним трем столетиям; 2) устные рассказы туземцев об их прошлом и имеющие значительный этнографически-бытовой интерес собственные наблюдения Черного над экономическим и религиозно-духовным бытом горских евреев.

Особенно подробно Ч. останавливается в своих записках на быте и особенностях евреев, населяющих Дагестанскую область и Кутаисскую губернию.

Неопубликованными остались записки Ч., содержащие сведения о других племенах, населяющих Кавказ, генеалогические таблицы местных княжеских родов (в том числе родословная князей Багратионов, считающих себя потомками царя Давида) и др. Ч. печатал о своих путешествиях и в русских изданиях: в "Терских Ведомостях" ("Краткие исторические сведения о горских евреях", 1869), в "Сборнике сведений о кавказских горцах", выпуск III, 1—44 (1870), в "Кавказе" (1875) и др. Ср.: Sefer Ha-Massaot, предисловие; L. Rosental, Toldot chebrat marbei hasskalah, I, 46, 103, 173—174, II, 124—128; "Систематический указатель", ind.; "Ha-Meliz", 1880, 117; "Ha-Zefirah", 1880, 148; J. E., IV, 44; "Bocx.", 1884, XII, отд. 2, 23—54. {Евр. энц.}