Чуракова Наталья Александровна

(р. 06.03.1954) — спец. по религиоведению; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Татарск Новосибирской обл. Окончила филол. ф-т Самарского гос. ун-та (1976). С 1977 по 1991 работала науч. сотрудником Самар. обл. художеств. музея и преподавала филос. дисциплины в вузах Самары.

С 1991 работает в Самар. муниципальном ун-те Наяновой, где в наст. вр. — проф. кафедры филос. Докт. дисс. — "Религиозная картина мира как феномен культуры" (1999). Сфера науч. интересов Ч. связана с иссл. природы образов религ. и салонного искусства (укорененных в религ. и академич. каноне), а также с проблемами филос. образования.

Осн. круг идей связан с размышлениями о том, что любая картина мира (напр., религ.), любое явление культуры (напр., салонное искусство или определ. образовательная система) не только социокультурно обусловлены, но являются элементами онтологии сознания.

Структура сознания, имея в своем составе как константную экзист. часть, так и исторически обусловленные части, дает основание разным картинам мира и разным социокультурным формам в зависимости от степени проявленности своих частей.

Предельным основанием разницы картин мира, выстраивающихся изнутри сознания, являются: а) приоритет пространства или времени в качестве определяющего первичного структ. элемента сознания; б) доминирующий тип связи между априорными структурами сознания, или его символами, такими, как Бог и "Я" (или трансцендентальный субъект и "Я"). Для мифол. и церковно-религ. картины мира, а также для таких феноменов культуры, как салонное искусство и традиц. система образования, определяющими являются приоритет пространства (предметности) и бинарность как первичная интенциональная связь; для собственно религ. картины мира, для сферы проявления собственно художеств., а также для развивающих систем образования определяющими являются приоритет времени (процессуальности) и тринитар-ность, или неслиянность—нераздельность Бога и "Я" (актуальность поля натяжения между трансцендентальным субъектом и "Я"). Соч.: Курс Библии для маленьких культурологов.

Книга для учителя.

Самара, 1991; Пространство жизни человека в Новозаветной картине мира // Философия культуры—96. СамГУ. Самара, 1996; Картина мира в "Божественных именах" Дионисия Ареопагита // Философия культуры—97. СамГУ. Самара, 1997; Содержательность пространства "между" в христианском со-бытии Бога и человека // Философия культуры—98. СамГУ. Самара, 1998; От сознания — к языку (онтологические основания религиозной картины мира). Самара, 1998; Христианская концепция времени в феноменологической перспективе // Культура.

Образование.

Личность.

Самара, 1998; Современная философия и развивающие системы обучения.

М., 2000.