Цветкова Елена Яковлевна

(урожд. Барсова) [10(22). 2. 1871 (в нек-рых источ. 1872), Уфа— июль 1929, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и педагог.

Жена В. Цветкова.

Род. в семье священника.

Проявив в раннем возрасте вокальные данные, участвовала в концертах Уфимского муз. кружка.

В 1889 — 92 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Е. Лавровской; сцен. мастерство проходила под рук. Г. Федотовой), к-рую окончила с большом серебряной медалью.

Впервые выступила на сцене моcк. Большого т-ра в 1891 в партии Марцелины ("Фиделио") в консерваторском спектакле п/у В. Сафонова.

В 1892 — 93 пела в Москве в составе Рус. оперного товарищества под упр. И. Прянишникова. 2 апр. 1893 дебютировала в партиях Маргариты ("Фауст") и Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского) на сцене моcк. Большого т-ра. Несмотря на большой успех в этой партии, в труппу не была принята.

В 1893 пела в Житомире и др. городах.

В 1896— 98 — в Моск. частной рус. опере С Мамонтова (т-р Солодовникова), в 1898—1902 и 1903 — в моcк. Товариществе частной рус. оперы, в 1904 — 11 — в моcк. Опере С Зимина.

Певица гастролировала в Н. Новгороде (1896 и 1907), Петербурге (1899), Киеве (1902, антр. М. Бородая, и в 1911—12) и в Крыму. Обладала ровным, гибким, редким по красоте голосом нежного, теплого тембра, безупречной дикцией, большим худож. вкусом, драм. темпераментом.

Певица добивалась органического единства вокальной и сцен. сторон образа (ее называли "оперной Ермоловой"). Репертуар включал 63 партии (исп. также меццо-сопрановые партии).

При всем разнообразии созданных образов, арт. более всего тяготела к лирико-поэтическим партиям. 1-я исп. партий: Дуни (Пролог к опере "В 1812 году"), Аси ("Ася"), Милитрисы ("Сказка о царе Салтане"), Рахили ("Мадемуазель Фифи"); в Москве — Алены Дмитриевны ("Купец Калашников"), Ярославны ("Князь Игорь"), Иоанны д''Арк ("Орлеанская дева"), Княгини ("Горюша"), Панночки-Русалки ("Майская ночь"), Марии ("Царь и плотник"), Манон Леско; в Н. Новгороде — Тамары ("Демон" А. Рубинштейна); на рус. сцене — Мими ("Богема"), Роланды ("Роланда"). Лучшие партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Татьяна, Ольга Токмакова, Снегурочка (один из самых обаятельных образов, созданных арт.), Панночка-Русалка, Даша ("Вражья сила"), Иоанна д''Арк (эта партия стала образцом для последующих исполнительниц), Лиза ("Пиковая дама"). Рахиль ("Мадемуазель Фифи"), Маргарита ("Фауст"), Мими ("Богема"), Виолетта, Манон. Об исп. певицей партии Лизы Ю. Энгель писал: "Эта артистка обладает какою-то особой способностью создавать вокруг себя атмосферу трагической предопределенности, фатализма: она сразу уводит нас из царства трезвых будней, сразу ставит лицом к лицу с дыханием смерти, которое, вы чувствуете, веет над Лизой чуть ли не с первого же момента ее появления".* Др. партии: Надежда ("Аскольдова могила"), Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Марина Мнишек, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Оксана ("Черевички"), Кума Настасья, Иоланта, Вера Шелога, Иеди, Фатима ("Кавказский пленник"); Деспина ("Так поступают все женщины, или Школа влюбленных"). Донна Эльвира и Церлина ("Дон Жуан"), Кармен, Миньон, Галька, Микаэла, Недда, Сантуцца, Заза, Елизавета ("Тангейзер"). Партнеры: А. Антоновский, М. Баттистини, А. Борисенко, И. Гончаров, Ж. Девойод, П. Оленин, В. Петрова-Званцева, Т. Руффо, А. Секар-Рожанский, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин, В. Шкафер.

Пела п/у В. Зеленого, М. Ипполитова-Иванова, И. Прибика, С. Рахманинова, И. Труффи, Э. Эспозито.

Талант певицы высоко ценили Ф. Шаляпин, Н. Римский-Корсаков, В. Д. Поленов.

В камерном репертуаре мастерством исп. отличались романсы Р. Шумана, П. Чайковского.

А. Александровой-Кочетовой.

Оставила сцену в 1917 из-за болезни горла. С 1912 вела пед. деят-сть в Москве (занималась с молодыми певцами Оперы С. Зимина), в 1919 — 25 преподавала в Киев. муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко и конc. (с 1920), с 1925 — в Минск. муз. уч-ще, позднее — в моcк. муз. уч-щах. Записывалась на грампластинки (10 произв. — арии, романсы, дуэты) в Москве ("Пате", 1910, 1911) и Петербурге ("Пате", 1912). Автобиография (рук.) — в ГЦТМ, ф. 414, № 26. Лит.: (Некролог) // Современный театр. 1929. № 26—27. С. 374; (Некролог) //Жизнь искусства. 1929. № 27; Ипполитов-Иванов M. M. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М., 1934; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940; Яковлев В. Н. А. Римский-Корсаков и оперный театр С. И. Мамонтова // Театр, альманах.

Кн. 2. — М., 1946; Яголим Б. Жемчужина русской оперной сцены // Сов. музыка. 1951. № 11; Василенко С. Страницы воспоминаний. — М.; Л., 1948. С. 147— 148; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 58—59; Березина Т. Елена Яковлевна Цветкова // Сов. Башкирия (Уфа). — 1962. 27 дек.: Михайлова Т. Виховання співаків у Киівській консерваторіі. — Киів, Л970. С. 41; Энгель Ю. Д.* Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898— 1918. — М., 1971. С. 50 — 52, 74, 86, 120; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв. и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 125, 127, 138, 152—154, 219—225, 246, 247; Марков В. Д. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1977. С. 34—36; Марков В. Д. В опере С. И. Зимина (Из истории оперной режиссуры) // Муз. наследство. — М., 1976. Т. 4. С. 139, 147, 148, 155, 156; Боровский В. Московская олера С И. Зимина. — М., 1977. С 34—36; Секар-Рожанская Е. Воспоминания о Цветковой Е. Я. (рук.) — в ГЦММК, ф. 286, № 927. Цветкова, Елена Яковлевна Род. 1872, ум. 1929. Певица (лирико-драматическое сопрано), выступала на сцене Московской частной русской оперы и др.