Давыдов Владимир Михайлович

— капитан-лейтенант в отставке, родился в 1788 г. и, по окончании курса в морском кадетском корпусе 19-го мая 1801 года, был выпущен гардемарином в балтийский флот. Крейсируя на разных судах по Балтийскому морю, Давыдов в 1804 году был произведен в мичманы, а в 1806 г. на корабле "Св. Петр" совершил плавание от Кронштадта в Корфу и затем плавал по Адриатическому морю. Во время кампании с 1807—1808 г., состоя на корабле "Твердый", Давыдов принимал участие при осаде крепости Тенедоса, а также в сражении с турецким флотом при Дарданеллах и у Афонской горы. В этих делах он проявил мужество и был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса. ІІосле окончания кампании Давыдов перешел на Лиссабонский рейд, оттуда в Портсмут, и затем в 1809 году на английском транспорте возвратился в Ригу. В 1810 г. 1-го марта Давыдов был произведен в лейтенанты и плавал на люгере "Ящерица" в Финском заливе.

Во время отечественной войны он находился на фрегате "Архипелаг" и крейсировал с 1812—1814 гг. у берегов Англии, Голландии и Франции. 21-го мая 1816 г., в чине капитан-лейтенанта, В. М. Давыдов вышел в отставку и поселился в своем родовом именьи, в сельце Колебакине, Ржевского уезда. Здесь он всецело отдался сельскому хозяйству и занялся народным образованием.

Он учредил две школы: одну для взрослых, а другую для деревенских мальчиков, и сам преподавал в них. В то время и дворяне были стеснены в образовании своих детей потому, что корпуса и гимназии находились в столице, куда приходилось отправлять детей в самом юном возрасте и весьма плохо подготовленными.

Давыдов горячо принял к сердцу это горе родителей и взялся за подготовку дворянских детей своего уезда в Морской корпус и другие учебные заведения.

Все это он делал безвозмездно с необыкновенным рвением и охотою.

Не довольствуясь успехами учащихся в преподаваемых науках, заставлял своих учеников черпать знания чтением книг из его богатой библиотеки.

В течение нескольких лет воспитанники Давыдова сделались славою Морского корпуса, и заслуги Давыдова в этом отношении обратили на себя внимание бывшего моряка, министра народного просвещения кн. Ширинского-Шихматова, который завязал переписку с Давыдовым и предлагал ему занять должность при министерстве.

Однако, Давыдов отказался от этого предложения и только выхлопотал официальное разрешение открыть у себя в деревне дворянскую школу. Таким образом в Колебакине было учреждено учебное заведение, в котором воспитывалось 20 дворянских детей, безвозмездно получавших образование и содержавшихся на счет Давыдова, который заботился о своих воспитанниках, как отец, и не жалел для них ничего.

Все крепостные Давыдова были люди грамотные, обучались мастерствам, и многие из них впоследствии сделались его помощниками в образовании детей. Двое из его крепостных мальчиков сделались прекрасными землемерами и были им отпущены на волю, а один стал даже преподавателем математики в дворянской школе. Из крестьянских детей Давыдов составил прекрасный хор певчих, а также учредил целый оркестр духовой музыки, для чего им были выписаны все необходимые инструменты.

Кроме этого, Давыдов много сделал в смысле улучшения быта своих крестьян и всех впоследствии отпустил на волю, наделив их обильно землею.

Умер Давыдов в г. Ржеве в 1849 году на 62-м году жизни, оставаясь верным своему делу до последних дней. Формулярный список, хранящийся в гл. морском штабе. — Общ. Морской Список, т. VII. — "Странник" 1866 г., № 4. {Половцов} Давыдов, Владимир Михайлович Директор Института Латинской Америки РАН; родился 7 декабря 1943 г.; доктор экономических наук, академик РАЕН; член координационного совета по гуманитарным и общественным наукам при вице-президенте РАН, член научного совета при Совете Безопасности РФ, член Совета по внешней политике комитета по международным делам Государственной Думы РФ; один из ведущих специалистов по проблемам экономического и социального развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна, развивающихся стран в целом; провел фундаментальные исследования процессов общественной эволюции стран региона от доколумбовых времен до конца XX века и выдвинул плодотворную концепцию многовариантности развития стран Латинской Америки в условиях общей для этого региона периферийной детерминации, существенно обогатившую теоретическую основу отечественной латиноамериканистики.