Дилецкий Николай Павлович

(Дылецкий) — регент царского певческого хора в Москве конца XVII-го века, сочинитель 8-, 12- и 24-голосных концертов и знаменитейший в свое время теоретик церковного партесного пения. Родиной Дилецкого был Киев. В Вильне он учился "свободным наукам", причем его руководителем в контрапункте был "искуснейший творец" Замаревич.

Помимо классических занятий, Дилецкий значительную часть своего времени посвящал прилежному изучению музыкальных произведений "искусных художников, тако церкви православные творцев пения, якоже и римские", а также чтению многих латинских книг, касавшихся музыки.

Выписки, которые Дилецкий делал из читаемых книг, послужили ему впоследствии главным материалом для составленной им музыкальной грамматики, представляющей обширное сочинение в шести частях.

Эта грамматика была написана Дилецким в Вильне, а издана в Смоленске в 1677 году под заглавием: "Грамматика пения мусикийского, или известные правилa в слове мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений.

Издадеся в Смоленску, в лето от Рождества Спасителя нашего и Бога 1677, Николаем Дилецким". В следующем 1678 году Дилецкий посетил Москву.

Есть основания продполагать, что здесь он останавливался у изнестного певца и любителя пения Г. Д. Строгонова, который "своим желательным повелением указал" Дилецкому составить "грамматикию, яже о мусикии". В 1679 году Дилецкий сделал посвященный Строгонову перевод с польского на славянский язык своего же собственного сочинения по теории музыки под заглавием: "грамматикии мусикийской, составленная прежде Николаем Дилецким в Вильне, послежде же им же переведена на славенский диалект, в царствующем граде Москве, лета от создания мира 7187". Основательно изучив исследования диакона Коренева о музыке, Дилецкий дополнил их и в 1681 году закончил в рукописи, которую озаглавил следующим образом: "Во славу Св. Троицы славимого Бога, сия книга, Мусикия, написана первое с писем древних доброписцев, второе изысканием диакона Иоаникия, Трофимова сына, Коренева, что служил у Великого Государя на сенех, в соборе Стретения Господня, последи же совершися Николаем, Павловым сыном, Дилецким, лета 1681, мая в 30 день". Эта "Мусикия", оставшаяся ненапечатанной, представляет собою довольно полное и обстоятельное изложение теории музыки.

Проф. Д. Разумовский: Церковное пение в России. — А. Преображенский: Словарь русского церковного пения. В. Г. {Половцов} Дилецкий, Николай Павлович — родился в Киеве около 1630 г. Написал несколько духовных концертов.

Главный труд Д. на польском языке: "Грамматика пения мусикийского, или известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей, или разделений". Книга была издана в Смоленске в 1677 г. Это сочинение было сокращено Д. и издано под названием "Идеи грамматики мусикийской". В бытность свою в Москве, в 1678 г., Д., по желанию Строганова, перевел свою сокращенную грамматику на славянский язык. Деятельность Д. имела большое влияние на развитие партесного пения в России.

Н. С. {Брокгауз} Дилецкий, Николай Павлович (Дылецкий) — род. 1630, ум. в конце XVII века, киевлянин, учился в Вильне "свободным наукам", известный автор самого полного на русском языке музыкально-теоретического трактата XVII в., посвященного Григ. Строганову, который сделался покровителем Д. с тех пор, как лично познакомился с ним в Москве (1678). Трактат этот известен под заглавиями: 1) "Грамматика (или Букварь) пения мусикийского". Изд. в Смоленске, 1677, 2) "Идеа грамматикии мусикийской", составленная в Вильне и переведенная на славянский язык в Москве, 1679, и 3) "Мусикия" — 1681. Рукописи этих сочинений сохранились в библиотеках: Имп. Общ. Истории и Древн. Российских, Имп. Публичной, Моск. Главном Архиве Мин. Иностранных Дел, Моск. Синодального Училища и др. Сочинения Д. составлены на основании книг "творцов пения церкви православныя, якоже и римския" и излагают полный курс тогдашней музыкальной науки на Руси (о конкорданциях, диспозиции, о творении концертов и т. д.). Теория Д. предполагает в основе старую гексахордовую систему с ее запутанной сольмизацией, а главною практическою целью имеет "творение" концертов в форме имитационных "восшествий" и "нисшествий". В качестве примеров Д. приводит выдержки из сочинений польских композиторов Мильчевского, Зюски, государева певчего дьяка Иоанна Коленды и своих собственных.

Ни мажор, ни минор Д. не известны, хотя он и различает три рода мусикии: веселую, печальную и смешанную.

Контрапункт и фуга определяются Д. бегло и сбивчиво.

По отношению к церковному пению Д. указывает неисправности в употреблении переписчиками диезов и бемолей, а также возможность привести не имеющее "совершенного такта" церковное пение на такт совершенный посредством сокращения ритмической длительности.

В эпоху польского влияния на церковное пение сочинения Д. пользовались в России большим успехом. (П.). {Риман}