Доброхотов Александр Львович

(р. 08.09.1950) — спец. по теории филос. знания, историк филос. культуролог; д-р филос. наук, проф. Род. во Львове.

Окончил филос. ф-т МГУ (1972) и асп. того же ф-та (1975). С 1975 по 1991 — асс., затем ст. преп. кафедры истории заруб. филос. филос. ф-та МГУ, с 1991 — доц. кафедры истории и теории мировой культуры филос. ф-та МГУ, с 1993 — проф., с 1995 — зав. этой кафедрой.

С 1988 по 1996 — зав. кафедрой истории культуры МФТИ. С 1992 по 1994 — зав. сектором методологии и теории Ин-та охраны природного и культурного наследия России.

С 1989 — член Междунар. ассоциации иссл. греч. филос. (Афины). С 1995 — член Междунар. генологического общества (Осло). В 1992 — Visiting Professor Католического ун-та Тил-бурга (Нидерланды).

В 1992 — Visiting Professor Ун-та Фрибурга (Швейцария).

Канд. дисс. — "Учение Парме-нида о бытии" (1978); докт. дисс. — "Категория бытия в классической немецкой философии" (1990). Разрабатываемые проблемы: история понятия "бытие"; возможность метафизики как филос. дисциплины; метафизика власти в рус. филос.; филос. рус. символизма;

Данте как философ; история западноевроп. культуры; теор. основы культурологии.

Лейтмотив осн. ист.-филос. работ Д. — стремление выяснить статус и границы применения метафизики (т. е. рационального мышления о сверхэмпирич. началах бытия) в контексте совр. философствования.

Исходя из уверенности в том, что метафизика не является всего лишь архивной ценностью, что она имеет неисчерпанные возможности и развивается с положительными результатами, Д. пытается показать это на примере истории понятия "бытие". Эту тему Д. раскрывает в трех аспектах: история онтол. концепций; место понятия бытия в поле когнитивных задач мышления; тектоника метафиз. понятий (т. е. их взаимоотношения друг с другом и с "соседями" в пространстве интеллектуальной культуры).

С его т. зр. понятие бытия играет в филос. роль, сходную с ролью филос. в системе наук: любое содержание, попадающее в поле "бытия", обнаруживает в себе границу с внетеор. реальностью и открывает измерение, в к-ром можно достраивать данное содержание, правда, лишь, теоретически, до полноты его смысла.

Являясь как бы пра-феноменом филос. понятия, "бытие" доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теор. границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели для мышления.

Этим понятием — своего рода хранителем целостности универсума в мышлении — в филос. осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мыслимого мира на статус всеобщности.

Само по себе оно было в истории филос. простейшим (а из доказуемых — единственным) способом мыслимости абсолюта.

Соч.: Гераклит: фрагмент В 52. В кн.: Из истории античной культуры.

М., 1976; Учение досократиков о бытии. М., 1980; "Метафизика", "Онтология" и др. статьи // Философский энциклопедический словарь.

М., 1982; Категория бытия в классической западноевропейской философии.

М., 1986; О границах исторического в философии.

В кн.: Методологические проблемы исследования истории философии в странах Западной Европы и Америки.

Ч.1. М., 1986; Кризис онтологизма в буржуазной философии первой половины XIX века. В кн.: Проблема метода в современной буржуазной философии.

М., 1986; "Беспредпосылочное начало" в философии Платона и Канта // Историко-философский ежегодник. 1987. М., 1987; Welches sind die wirklichen Fortschritte, die die Metaphysik seit Parmenides Zeiten gemacht hat? // La Parola del Passato. Rivista di studi antichi. V.XLIII. Napoli. 1988; Данте. М., 1990; Онтология символа в ранних трудах Лосева // "Античность в контексте современносmu". M., 1990; Der Mensch und die Natur im "Fege-feuer" Dantes (Gesang XXX) // Miscellanea Mediae-valia. Veroffentlichungen des Thomas-Instituts der Universitat zu Koln. Bd 21/2. Mensch und Natur im Mittelalter. Berlin-New York, 1992; Die philosophische und kulturwissenschaftliche Mediaevistik in der UdSSR. Philosophisches Jahrbuch. Freiburg-Mtinchen, 1992. № 99. 1 Halbband; Metaphysik und Herrschaft: die "russische Idee" als Ursprung einer Kultur des auto-ritaren Denkens und Handelns". Studies in Soviet Thought", 1992. 44; The Thesis "SOMA-SEMA" And Its Philosophical Implications // Pythagorean Philosophy. Athens, 1992; Введение в философию.

М., 1995; Das Individuum als Trdger der Macht: Destruktion der Ideale // Miscellanea Mediaevalia. Bd 24. Individuum und Individuality im Mittelalter. Berlin-New York, 1996; La philbsophie: en attendant Godot // Esprit. Paris, 1996, № 22—3; Онтология и этика когито // Встреча с Декартом.

М., 1996; Мир как имя // Логос. 1996. № 7; You know — therefore, you ought to. (Ethical Implications of the "Cogito") // How Natural is the Ethical Law? Tilburg, 1997; Die Evolution der russischen Henologie im ersten Viertel des XX. Jahrhunderts // Henologische Perspektiven II. (Elementa. Bd 69). Amsterdam-Atlanta, 1997; Апология Когито или проклятие Валаама.

Критика Декарта в "Ненаучном послесловии" Кьеркего-ра // Логос. 1997. № 10; Мифологические и литературные мотивы гностицизма в свете спекулятивного метода Гегеля // "Мировое древо". 1999. № 6; Антигностические моменты спекулятивного метода Гегеля // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном.

М., 2000; Философия и христианство // Христианство и философия. VII международные рождественские образовательные чтения.

Сборник докладов конференции.

М., 2000.