Донец Михаил Иванович

(сцен. псевд. Донской, Салтанов, Чернов) [11 (23). 1.1883, Киев — 10.9.1941, там же] — арт. оперы (бас), оперетты, драмы, камерный певец, режиссер, педагог и муз.-общ. деятель.

Нар. арт. УССР (1930). Муж М. Донец-Тессейер.

Род. в многодетной семье рабочего з-да "Арсенал". С восьми лет пел в церковном хоре, затем в детском хоре Киев. оперы (антр. И. Сетова).

В 1896—99 учился в Киев. военно-фельдшерской школе, по окончании к-рой до 1903 служил в армии фельдшером.

В 1901—03 учился на драм. курсах Н. Соловцова, по совету к-рого брал уроки пения у Е. Массини, затем у А. Сантагано-Горчаковой и М. Бочарова; учился также в муз. школе Н. Тутковского, с 1906 —в Киев. муз. уч-ще. В 1903—05 выступал в драм. труппе М. Бородая.

В 1905—06 пел небольшие партии, а в 1913—23 — главные партии в Киев. опере (здесь в 1914 выступал под псевд. Донского, Салтанова и Чернова).

В 1907—11 солист моск. Оперы С. Зимина, в 1911 —13 — моск. Большого т-ра. В начале своей оперной деят-сти обучался сцен. мастерству, технике речи, танцам, пластике, гриму и фехтованию.

Работая в Опере С. Зимина, проходил партии под рук. дирижера Э. Купера и певца, режиссера П. Оленина.

В 1913 гастролировал в Казани.

В 1914 был вновь призван в армию и работал в киев. военном госпитале, одновременно выступал на оперной сцене. С 1915 пел в петрогр.

Нар. доме. В сезонах 1923/24 и 1926/27 выступал в Харьков. укр. опере, в 1924—26 — в Свердловске.

Гастролировал в Астрахани (1926), Москве (1929), Харькове (1930), Гомеле (1931). В 1928—41 солист Киев. Укр. гос. акад. оперы. В 1920-х гг. организовал в Житомире "Трудовой коллектив оперных артистов", в к-ром был певцом, режиссером и худож. рук. С этим коллективом гастролировал в Чернигове, Умани, Шепетовке, Белой Церкви и др. городах.

Вокально-сцен. мастерство арт. сформировалось под влиянием выдающихся рус. и укр. певцов Л. Собинова, Ф. Шаляпина, Н. Садовского, П. Саксаганского и М. Заньковецкой.

Обладал густым, сильным, "полетным" голосом теплого тембра и широкого диапазона, мастерством филировки и пения mezza-voce. Исп. отличалось тонкой фразировкой, оригинальной сцен. трактовкой каждого образа.

Певцу были доступны разноплановые роли (от трагич. до комич.), однако больше он тяготел к характерным партиям.

Репертуар включал 134 роли в 79 операх, 3 опереттах и 10 драмах (в т. ч. А. Н. Островского). 1-й исп. партии: Деда Калинчука ("Перекоп"), Твардовского ("Шевченко"), Сокальского ("Шорс" Б. Лятошинского); в Свердловске — Ивана Грозного ("Князь Серебряный" П. Триодина); в Киеве — Захара Беркута ("Золотой обруч"), Луговинова ("Прорыв"), Мексона ("Северный ветер"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Голицын ("Хованщина"), Иван Хованский, Досифей, Борис Годунов, Владимир Галицкий, Карась, Выборный, Тарас Бульба ("Тарас Бульба" H. Лысенко), Додон, Чуб ("Ночь перед Рождеством"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник", Дж. Россини), Мефистофель ("Мефистофель"), Миракль.

Др. партии: Фарлаф, Кончак, Пимен, Варлаам, Салтан, Гремин, Кочубей, Рене ("Иоланта"); Лепорелло ("Дон Жуан"), Марсель ("Гугеноты"), Мефистофель ("Фауст"), Шонар ("Богема"), Феррандо, Сен-Бри, Нилаканта, Генрих-Птицелов;

Генерал Листницкий, Цангала, Фрол Баев. Партнеры: З. Гайдай, И. Козловский, М. Литвиненко-Вольгемут, В. Лубенцов, М. Микиша, А. Мозжухин, О. Петрусенко, О. Чишко, Ф. Шаляпин.

Пел п/у Л. Брагинского, М. Голинкина, В. Дранишникова, В. Йориша, В. Шефера.

Д. был также выдающимся камерным певцом.

Участвовал в концертах Кружка любителей рус. музыки (здесь познакомился с С. Рахманиновым, А. Скрябиным, Ц. Кюи, Л. Собиновым, В. Лосским).

В 1909 вместе с И. Алчевским организовал в Москве укр. муз.-драм. кружок "Кобзарь" (после того как Алчевский уехал в Париж, Д. был до 1912 рук. кружка).

Камерный репертуар включал романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Л. Бетховена, Э. Грига. Был неустанным пропагандистом вокальных произв укр. композиторов, в т. ч. Н. Лысенко, К. Стеценко и др. С большим мастерством исп. рус., укр., итал. и испан. нар. песни. После революции активно участвовал в худож. жизни страны — пел перед рабочими, крестьянами, красноармейцами.

С 1919 выступал в концертах вместе с женой. В 1933 в составе бригады укр. артистов гастролировал на Дальнем Востоке.

С 1918 преподавал пение в Киев. муз. ин-те им. Н. В. Лысенко, позднее в Киев. конс. (рук. кл. сольного пения, вел также актер. мастерство).

Среди его учеников — М. Егоричева.

Помогал многим молодым певцам, в т. ч. О. Колодуб, Н. Скоробогатько, Л. Дорошенко.

В 1917 был избран в Киев. Совет солдатских депутатов, где рук. муз.-драм. секцией.

В 1933 участвовал в работе жюри первого Всесоюзного конкурса вокалистов.

Дружил с поэтами Д. Бедным, М. Рыльским, О. Вишней.

Записывался на грампластинки в Москве ("Граммофон", 1908) и Киеве ("Грампласт-трест", 1935, 1937, 1939); нек-рые записи Д. — в ЦГАЗ СССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1936). Лит.: Чаговец В. Михаил Иванович Донец // Сов. Украина. 1941. № 131; Майстри Українскоі Радянскоі сцени (Довідник). — Київ, 1962; Козловский И. Большой артист // Сов. культура. 1963. № 20. С. 4; Pыльский М. Из вечерних бесед // Театр. жизнь. 1964. № 19. С. 22—23; Его же. Михайло Донець // Музика (Київ). 1973. № 1. С. 21 (на укр. яз.); Стефанович М. Михайло Донець. — Київ. 1965; Кагарлицький М. Михайло Донець // Культура і життя (Київ). 1973. 8 лютого; Pазумова Р. Спогади про Михайла Донца // Там же. 1975. 16 жовтня;

Семенов M. 3 літописи дружби // Вітчизна. 1976. № 11. С. 220; Михайло Донець: Спогади.

Листи. Матеріали. — Київ, 1983; Майстренко Я. Таким він лишився в спогадах: До 100-річчя з дня народження народного артиста УРСР корифея українскоі оперноі сцени М. І. Донця // Літ. Україна. 1983. 20 січня. С. 7; Гозенпуд А. А. Диво відкриття // Культура і життя. 1983. 23 січня. С. 6.