Ермолова Мария Николаевна

(по мужу Шубинская) — артистка московского Малого театра; род. в Москве в 1853 г. Отец ее, автор нескольких пьес (1850-х гг.), был суфлером Малого театра.

В московское театральное училище Е. готовилась в танцовщицы.

Драматическое дарование в ней открыла артистка Н. М. Медведева.

В настоящее время Е. — одна из лучших русских драматических актрис; в ее исполнении искренность соединяется с обдуманностью в отделке деталей.

Среди ролей ее выдаются: Орлеанская дева, Эмилия Галотти, Офелия, Лауренсия ("Овечий источник" Лопе де Вега), Сафо, Федра, Мария Стюарт, Катерина в "Грозе", Марьица в "Каширской старине". {Брокгауз} Ермолова, Мария Николаевна драмат. писат., р. 3 июля 1853 в Москве, д. суфлера, изв. артистка. {Венгеров} Ермолова, Мария Николаевна Род. 3 (15) июля 1853 г., в Москве, в семье суфлера Малого театра, ум. 12 марта 1928 г., там же. Русская актриса.

Обучалась в Московском императорском театральном училище.

На сцене дебютировала в 1870 г. в Малом театре ("Эмилия Галотти" Г. Лессинга, заглавная роль). Работала в Малом театре (с 1871). Роли: Машенька ("Рабство мужей", 1870), Марфа ("Царская невеста", 1870), Луиза ("Ветерок", 1870), Эмма ("Семья преступника", 1871), Лидочка ("Свадьба Кречинского", 1871), Марианна ("Тартюф", 1871), Бьянка ("Укрощение строптивой", 1871), Любовь Гордеевна ("Бедность не порок", 1873), Катерина ("Гроза", 1873), Софья ("Горе от ума", 1874), Надя ("Закинутые тенета", 1874), Леля ("Блуждающие огни", 1874), Елена ("Злоба дня", 1875), Мария ("Богатырь века", 1876), ("Овечий источник", перв. бенефис, 1876), Офелия ("Гамлет", 1878), Юдифь ("Уриэль Акоста", 1879), Негина ("Таланты и поклонники", 1881), Степанида ("Около денег", 1883), Иоанна Д''Арк ("Орлеанская дева", 1884), Марина ("Темный бор", 1884), Эстрелья ("Звезда Севильи", 1886), Мария Стюарт ("Мария Стюарт", 1886), Гермиона ("Зимняя сказка", 1887), Дездемона ("Отелло", 1888), Клерхен ("Эгмонт", 1888), Репина ("Татьяна Репина", 1889), Донна Соль ("Эрнани", 1889), Федра ("Федра", 1890), Елена Протич ("Симфония", 1890), Сафо ("Сафо", 1892), Долорес ("Граф де Ризоор", 1892), Елизавета ("Дон Карлос", 1894), леди Макбет ("Макбет", 1896), Зейнаб ("Измена", 1904), Кручинина ("Без вины виноватые", 1908), фру Альвинг ("Привидения", 1909), царица Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", 1909). В 1921 г. оставила сцену. Заслуженная артистка Императорских театров, народная артистка Республики (1920, звание присуждено впервые в стране), Герой Труда (1924).