Евреинов Николай Николаевич

[1879—] — драматург и театральный теоретик.

По исходной точке зрения своего изощренного эстетизма он очень близок Оскару Уайльду (см.). Как Уайльд скорбел об "упадке лжи", видя в ней принцип высшего творчества, так и Е. считает признаком общекультурного оскудения "упадок позы и фразы" и выдвигает врожденный человечеству инстинкт "театральности" основой всякого "жизненного порыва" и "творческой эволюции". Этот "магический" инстинкт театрального "преображения" и игры рисуется Е. как "всемагнит и всемотор" человечества во всем его историческом пути. Таким образом мировоззренчески-эстетическая точка зрения Е. шире непосредственного понятия искусства, она — искусство жизни, она — по его определениям — "театрократия", "театр для себя". Подобно Уайльду и Е. тянет при этом часто ко всему вычурному, пряно-эротическому и извращенному, к "гимну-позе". Самое происхождение театра Евреинов хочет видеть в фаллическом культе Диониса и связанном с ним аграрно-эротическом разгуле, вначале носившем жестокий, вплоть до жертвоприношений, характер и только позже смягчившемся до того, что Плутарх мог уже говорить о нем, как о празднике веселом и простом.

В области театрального метода Е. долгое время увлекался вполне совпадающей с его мировоззрением и по существу перерастающей рамки театра идеей монодрамы.

Сущность монодрамы — в такой реконструкции литературно-театрального образа, когда театральная драма становится "моей драмой", т. е. драмой самого зрителя, который тем самым делается действующим лицом. Произведением, близким к монодраматической форме, он считает "Черные маски" Леонида Андреева.

Не получив удовлетворения в таком монодраматическом построении спектакля на сценах больших театров (театры Комиссаржевской и Суворина в Петербурге), Е. со всей страстностью переносит свои искания в область малых форм сценического гротеска ("Веселый театр" и театр "Кривое зеркало", руководимый известным театральным критиком А. Р. Кугелем).

Крайний субъективизм, эстетический культ "искусственности" Е. были конечно только отражением пресыщенности эпохи буржуазного "декаданса" (упадочничества), имевшего в Евреинове одного из ярких, темпераментных и разносторонних выразителей.

Библиография: Введение в монодраму, СПб., 1909; Испанский театр XVI — XVII вв., Сб. ст. Дризенa H., Mиклашевского К. и Евреинова Н., СПб., 1911; К постановке "Хильперика", Реферат, СПб., 1913; Pro scena sua. Режиссура.

Лицедеи.

Посл. проблемы театра, СПб., 1913; Театр как таковой.

Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни, СПб., 1913 (2-е дополн. изд. под ред. П. Ярославцева, П., 1923); Драматические сочин., т. II, СПб., 1914; Театр для себя, ч. 1, СПб., 1915; Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в ее возникновении, Фольклористические очерки, П., 1921; Первобытная драма германцев.

Из праистории театра германо-скандинавских народов, П., 1922; Театральные инвенции, М., 1922; Театральные новации, П., 1922; Театрализация жизни. (Поэт, театрализующ. жизнь), [характеристика В. Каменского], М., 1922; "Самое главное". Для кого комедия, а для кого и драма, в 4 д., П., 1921; Оригинал о портретистах. (К проблеме субъективизма в искусстве), М., 1922; Драматические сочин., т. III (Пьесы из репертуара "Кривого зеркала"), П., 1923; Азазель и Дионис.

О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов, предисл.

Б. И. Кауфмана, М., 1924. Эм. Бескин. {Лит. энц.} Евреинов, Николай Николаевич Род. 1879, ум. 1953. Режиссер, драматург, теоретик и историк театра.

Один из создателей "Старинного театра" (1907—08, 1911—12), главный режиссер театра "Кривое зеркало" (1910—14). С 1925 г. в эмиграции (Франция).

Наиболее известные постановки: "Похищение из сераля" Моцарта (1925, Ленинград), спектакли "Русской оперы" в Париже (1929— 30, "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Руслан и Людмила"). Работал также в Праге.