Файко Алексей Михайлович

[1893—] — советский драматург.

Род. в дворянской семье. Окончил московскую гимназию, в 1917 — историко-филологический факультет Московского ун-та. Первые литературные опыты, которые носили печать эстетизма, увлечения символизмом, относятся к дореволюционному времени.

С 1921 Ф. выступает в качестве клубного инструктора, лектора, сценариста (театр "Летучая мышь"), режиссера (вторая студия МХАТ) и наконец драматурга (комедия "Карьера Пирпонта Блэка"). Первая пьеса, доставившая автору известность драматурга, — "Озеро Люль", поставлена московским Театром Революции в ноябре 1923. Затем последовали — "Учитель Бубус" (бывший театр им. Мейерхольда, 1925), "Евграф, искатель приключений" (бывш. второй МХАТ, 1926). "Человек с портфелем" (Театр Революции, 1928), "Неблагодарная роль" (МХАТ, 1932), "Концерт" (Театр Революции, 1936). В 1939 награжден орденом "Знак Почета". Ф. — автор преимущественно одной темы — темы интеллигенции, ищущей своего пути в революции.

Основные герои Ф. — это люди с индивидуалистическим сознанием, остро переживающие разлад между личным и общественным.

Крушение индивидуализма как историческая неизбежность в социалистическом обществе — таков вывод, к которому приходит Ф. в своих пьесах. "Озеро Люль" — это детективная мелодрама со стремительной интригой, с рядом эффектных ситуаций, действие которой развертывается в вымышленной стране — "на далеком Западе или, может быть, на крайнем Востоке". Обстановка действия — роскошный отель, блестящие магазины, рестораны и дансинги.

На этом фоне зараженного спекулятивным ажиотажем капиталистического мира, взрываемого революцией, показан образ мнимого революционера Антона Прима, перешедшего на службу к буржуазии и расстрелянного рабочими, которых он предал.

Герой следующей пьесы ("Учитель Бубус"), представляющей собой отвлеченную сатиру на западноевропейское капиталистическое общество послевоенного периода, — это новоявленный Дон-Кихот, который пытается примирить интересы буржуазии и пролетариата, но становится игрушкой в руках первой Образ героя-одиночки, героя-мечтателя, вступающего в конфликт со средой, — в центре пьесы "Евграф, искатель приключений", действие которой происходит уже в СССР. Элементы условно-романтической пьесы сочетаются здесь с социально-бытовой характеристикой героев, с попыткой конкретно изобразить окружающую обстановку.

Нравоучительный финал комедии (комсомолец выводит на "новый путь" романтика Евграфа, попавшего в среду деклассированной "художественной" интеллигенции и дошедшего до преступления) органически не связан со всей пьесой.

К своей традиционной теме о пути интеллигенции в революции обращается Ф. и в пьесе "Человек с портфелем". Катастрофически заканчивается жизнь профессора Гранатова, беспринципного карьериста, пытающегося с помощью убийства и других преступлений скрыть свои контрреволюционные связи в прошлом и пробраться в ряды советской интеллигенции.

Пьеса по своей тематике не потеряла актуальности и до настоящего времени (в 1938 она вновь включена в репертуар Театра революции).

Благодаря острой, занимательной интриге, строящейся на сочетании мелодраматических и авантюрных моментов, пьеса отличается большой сценичностью.

В комедии "Неблагодарная роль" Ф. стремится осмеять, с одной стороны, буржуазные иллюзии иностранной журналистки Дорины Вейс, которые разбиваются при столкновении с советской действительностью, а с другой стороны — индивидуалистические настроения комсомольца Завьялова, не нашедшего своего места в коллективе.

Введение в пьесу фигуры "зам. автора", управляющего ходом действия, репликами отдельных персонажей и отражающего авторские раздумья об индивидуальности и коллективе, вносит элемент условности, контрастирующий с общим реалистически-бытовым тоном комедии.

Крушение индивидуалистического сознания составляет тему и последней пьесы Ф. — "Концерт". Главный герой — известный композитор Шигорин, замкнувшись в узком кругу своих личных переживаний, приходит к отрицанию искусства, к отказу от музыкальной деятельности.

Творческий союз со своим учеником-комсомольцем Кауровым — представителем нового мира, помогает Шигорину вернуться к искусству, найти новые музыкальные темы, достойные великой социалистической эпохи. Таким образом Ф. переходит от романтической мелодрамы с детективным сюжетом, абстрагированными героями к реалистической манере письма, пытаясь более правдиво раскрыть психологическую сущность своих новых героев.

Однако Ф. не удалось в этой пьесе достичь художественной убедительности: искусственность сюжета, неоправданность ряда психологических моментов, схематичность изображения отдельных персонажей — все это определило неудачу пьесы, к-рая не смогла утвердиться в нашем театральном репертуаре.

Библиография: І. Учитель Бубус, изд. МОДПИК, М., 1925; Человек с портфелем, изд. МОДПИК, М., 1928; то же, М., 1929; то же, центр. бюро по распространению драматич. продукции — Цедрам, М., 1934; Неблагодарная роль, комедия, ГИХЛ, М. — Л., 1933; Пьесы, Гослитиздат, Москва, 1935 ["Озеро Люль", "Евграф, искатель приключений", "Человек с портфелем", "Неблагодарная роль"]; Концерт, Гослитиздат, Москва, 1936. И. Клейнер. {Лит. энц.} Файко, Алексей Михайлович Род. 1893, ум. 1978. Драматург.

Автор пьес "Озеро Люль" (1923), "Учитель Бубус" (1925), "Евграф, искатель приключений" (1926), "Человек с портфелем" (1928).