Феодосий Косой

— еретик, был холопом одного из московских бояр. "Улучив свободу мужеством и разумом своим", он бежал от господина на коне и с "имением" (так как занимал среди господских холопов видное положение.) к заволжским старцам в Порфириеву пустынь и там постригся в монашество.

Ф. был учеником известного Артемия (Пустынника), бывшего в 1551 г. игуменом Троице-Сергиевой лавры и осужденного на соборе 1553 года за еретичество.

С 1551 г. Ф. был в Новоезерском монастыре на Белоозере, откуда в 1554 г. прибыл в Москву и за еретичество был заключен в одном из московских монастырей, откуда бежал с единомышленниками в Литву, скрывая свой след переменою "множицею" одежд и имен. Беглецы прибыли в Витебскую губернию и основались в местности "Усо-чорт", проповедуя свое учение;

Ф. вскоре женился на какой-то вдове-еврейке, но, преследуемый православным духовенством за иконоборческие идеи, должен был удалиться в глубь Литвы, где, вероятно, проживал у какого-либо пана в качестве религиозного проповедника.

Ф. хорошо знал Ветхий и Новый Завет и святоотеческие сочинения св. Иоанна Златоуста и Вас. Великого.

Последние дни Косого и время смерти его неизвестны, — не оставил он и письменных памятников своего учения, оно известно лишь от третьих лиц в церковно-полемических памятниках: "Истины показание к вопросившим о новом учении" и "Многословное послание" — оба принадлежат иноку Отенского монастыря Зиновию и написаны в 1565—1566 гг. Одни считают Косого зависимым от учения антитуленитариан, другие называют его преобразователем ереси жидовствующих в христианский рационализм, иные признают его самобытным, возникшим на почве домашнего критицизма, направленного против крайностей внешне-обрядового благочестия и нравственных непорядков. "Не права у вас вера, — говорил Косой, — вы только Бога гневите своим мнимым благочестием"; он отрицал троичность лиц в Божестве, божество Христа, запрещал почитать Богоматерь, святых и их нетленные мощи; отвергал иконы, почитание креста, богослужение, таинства, обряды посты, иерархию, монашество, святоотеческие писания и предания, жития святых — словом, все, что составляет сущность православия, отвергал всякую власть, все гражданские обязанности, подрывал семейный быт, отвергая уважение к родителям, целомудрие и благоприличие; в этом у него много общего с русским рационализмом XVI века. История не сохранила точных сведений о последователях Косого в России, кроме вопрошавших инока Зиновия клирошан; в Витебске последователи Косого сделались кальвинистами; после Косого плеяда русских еретиков обрывается до XVIII века. E. Е. Голубинский, "История Русской церкви", 1-я половина II тома. — "Труды Киевской Духовной Академии", 1870 г., июнь. — Ф. Калугин, Зиновий Отенский и его сочинения". — Макарий, "История Русской церкви". — В. А. Никольский, "Феодосий Косой" (беспл. прил. к еженедельнику "Век"). — Коялович, Христианское Чтение", 1871 г., февраль, стр. 280—282. К. Здр—в. {Половцов} Феодосий Косой монах Кирилова Белозер. мон., еретик рационалист, осужден.

Москов. собор. 1554 г. {Половцов}