Феодосий Софонович

— Игумен Киево-Михайловского Золотоверхого Монастыря, избран и посвящен в сей Чин 1655 года. Он собрал Хронику, которой список есть в библиотеке Графа Толстого, а другой недавно найден в библиотеке Шведского города Вестерроса и списан там для Государственного Канцлера Графа Н. П. Румянцева.

Хроника сия сочинена на Польско-Русском, или Малороссийском, языке под заглавием Хроника з Летописное стародавных, з Святого Нестора Печерского и инших, также з Хроник Польских о Русии, отколь Русь почалася и о первых Князех Руских и по них дальших наступуючих Князех и о их делах, собранная працою Иеромонаха Феодосия Софоновича, Игумена Монастыря Михайловского Золотоверхого-Киевского, року от сотворения Света 7180, а от Рождества Христова 1672. А в списке Графа Толстого год поставлен 7190 — от Р.Х. 1681. За сим заглавием следует его же краткое Предисловие: "С Русия уродившиеся в Вере Православной, за слушную речь почиталем, абы ведал сам и иншим Руским сыном сказал, отколь Русь почалася, и як Панство Руское за початку ставши, до сего часу идет. Каждому бовем потребная есть Речь о своей отчизне знати и иншим пытаючим сказаши.

Бо своего роду не знаючих людей за глупых почитают.

Що теды из розных Летописцов Руских и Хроник Польских вычитал, тое пишу". За сим следует самая Хроника, расположенная на три Книги, из коих в первой 28, во второй 31, а в третьей 28 Глав. Первая Глава первой Книги о початку Словен и Русии, 2-я — о первых Князех Руских; 3-я — о забитью Князей Киевских Дира и Оскольда и о Княжении Рюриковом, 4-я —о Княжении Ольги в Киеве, о помете на Древляны и о Крещении Ей; 5-я — о Княжении Святослава Игоревича в Киеве року 6970 и так далее. Хотя Феодосии в заглавии говорит, что он собирал свою Хронику из Нестора и Польских Хроник, — но по сличению с так называемою Волынскою, или Ипатьевскою, и Хлебниковскою Летописью оказывается, что он более почерпал и почти только переводил на Польско-Русский язык сию последнюю и даже кончил годом 1289 или 1292, на известии о гробнице Княгини Романовой, чем кончится и Волынская, писанная Славенским языком [В сей последней Летописи под 6800 годом показаны еще только два происшествия после заложения в городе Чарторыйске столпа каменного (в одном году с созданием оной гробницы), т.е. о преставлении Максима Князя Юрия Володимировича и Степанского (?) Князя Ивана сына Глебова.]. Феодосий ссылается только часто на Польских Историков, чего нет в Волынской.

Впрочем, в обеих сих Летописях те же неисправности, беспорядки и сказания больше о Западной России и особенно о Галицком Княжении.

При Вестеросском списке Феодосиевой Хроники приписаны еще следующие 31 статья: 1) Книга лошадиного учения, состоящая в подлиннике на 126 страницах; 2) Российская История от начала происхождения Славенского народа до Княжения Князя Мстислава в Володимире, 311 стр.; 3) Переводы и списки различных Грамот и Писем, 21 стр.; 4) Надворной Пехоты бунтовавшей в Москве Челобитье к Царям Иоанну и Петру Алексеевичам, 7 стр.; 5) Введение в Космографию и ея части, 62 стр.; 6) Описание великой Церкви Воскресенскаго Монастыря Новаго Иерусалима и торжественного ея освящения, 56 стр.; 7) Разговор, каков имели Царские Послы с Королевскими Сенаторами и Гетманом Литовским, 23 стр.; 8) Описание Рады в Глухове и Статей, постановленных оною, также Статьи с челобитья Нежинских и Киевских Мещан, 60 стр.; 9) Книга, глаголемая Проблемата, 178 стр.; 10) Книга, глаголемая Езоп (его Басни) также и его Жизнь, 139 стр.; 11) Перевод из Цицерона 195 стр.; 12) Алкоран Махметов, 92 стр.; 13) Комедия или действие Евангельския Притчи о блудном сыне соч. Димитрия Ростовского, 33 стр.; 14) Жалобная Комедия (падения Адама), 53 стр.; 15) Комедия Иосиф, 45 стр.; 16) Повесть о Аполлоне Короле Тирском, на 40 стр.; 17) Приклад о дивном Промысле Божием и о почитании Св. Григория, 20 стр.; 18) Приклад о гордом Цесаре Евиняне, 14 стр.; 19) Приклад о хитрости женской, 13 стр.; 20) Приклад о преступлении души 6 стр.; 21) Приклад верным к пользе, 14 стр.; 22) Книга Большой Чертеж всему Московскому Государству, 142 стр.; 23) Описание Новыя Земли, т.е. Сибирского Царства (с начала покорения Сибири), 23 стр.; 24) О поставлении Великих Князей Руских на Великое Княжение Святыми Бармами и Царским Венцем откуду бе, и како начата ставится и како на Царство помазание бывает Царем, 40 стр.; 25) Род Великих Князей Московских и Удельных Князей, 7 стр.; 26) Родословие Великих Князей Руских, 47 стр.; 27) Устав о Браках, в одной Таблице, 1 стр.; 28) Родословие различных Князей, представленное в семи Таблицах, 7 стр.; 29) Два отрывка, 4 стр. 30) Различныя стихотворения, 20 стр.; 31) Чертеж всей Сибири, збиранный в Тобольске по Указу Царя Алексея Михайловича, 13 стр. — При списке Графа Толстого приписаны 20 статей следующие: 1) О благовесту в Святой Обители Печерской к Церковному служению, откуда он начался; 2) Описание Руских произшествий с 6749 г. (1241) по 6907 (1399) год; 3) Повесть о Махомете фальшивом Пророку; 4) Енеалогия Турецкая, откуда взяли Турки свой початок; 5) Порядок о Рицерстве Цесаря Турецкаго; 6) Повесть ведлуг некоторых мудрых людей, откуль початок свой и назвиско взяли Казаки; 7) Книга о побоищи Мамая Царя Татарского от Князя Владимирского и Московского Димитрия в 12 главах; 8) Описание, отколь Москва узяла свое назвиско и места Стольного Москвы, и Княжений, Поветов, Месть, Замков и Краин Земли Московской под властию Православного Монарха Московского застающих? 9) Откуду два Митрополиты в России, един в Москве, а другой в Киеве? 10) Когда в Царствовавшем граде Москве Патриаршеский Престол устроися? 11) О Царстве Астраханском Татарском; 12) Мес. Майя в 15 день убиения благоверного Царевича Димитрия Углицкого и Московского и всея Руссии Чудотворца, и о пренесении Честных Мощей его от града Углича в Царствующий град Москву; 13) О превращении Великаго Княжения Киевскаго в Воеводство; 14) О возвращении на первое паки Царственное бытие Богоспасаемого града Киева; 15) Хроника о земли Польской, отколь Поляки Аехами и Поляками названы суть, о перших и о дальших Князех и о Королех Польских, з историков Польских вкоротце собранная и Руским языком списанная, року от Рождества Христова 1682; 16) Хроника о початку и назвиску Литвы и о Князех Литовских, о делах их, з Историков Польских и Руских собранная; 17) Жития Старозаконных Святых Праотец наших Адама и Еввы, Св. Патриарх, Св. Пророк, Судей Люду Божого, Царей люду Божого, Июдивы вдовы Раав блудницы, Руфы прабабы, Давида Царя, Есвири царицы и новой Благодати Святителя Христова Николая з Чудами, и Преподобного Симеона Столпника; 18) Лист Святейшего Патриарха Иерусалимского (Досифея), писанный до Малороссийского народу, утверждаючи о Вере, року 1679; 19) Копия с Грамоты Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, какова послана ? сретение Мощей Филиппа Митрополита Москвоского и всея России Чудотворца (нового письма). — Вероятно, из сих статей те, кои писаны Малороссийским языком, сочинены также Феодосием Софоновичем.

Из Хроники Феодосиевой, кажется, заимствовал, и как бы сократил только Иннокентий Гизель свой Синопсис.

Сие очевидно из одинаких его с ним мнений, порядка и даже выражений, переведенных только с Малороссийского на Славянский язык. Но к первым главам Синопсиса Гизель прибавил некоторые и свои лишние главы, напр., О разных Идолах Славенских и проч.; а в иных главах, присовокупил свои изъяснения и замечания, и выставил везде ссылки на Нестора и Польских Историков Стрыковского, Длугоша, Вельского, Кромера, Меховского и Рванина;

Волынские же сказания все весьма сократил; а с 14-го столетия, пред коим остановился Феодосий, Гизель продолжал уже сокращенно свою Историю и довел до времен Царя Феодора Алексеевича.

Феодосии Сморжевский, Архимандрит Севского Брянского Монастыря, обучался в Киевской Академии и потом был Киево-Софийского Монастыря Иеродиаконом, а в 1743 году по посвящении во Иеромонахи, отправлен с Российскою Миссиею в Китайский Пекинский Российский Монастырь.

Там он был до 1757 года, а по возвращении в Россию произведен во Архимандрита в Севском, и скончался в своем Монастыре 1758 года. Он будучи еще в Пекине, сочинил обстоятельную Историю Миссии Российско-Пекинской и всех бывших там наших Миссионеров.

Но История сия, писанная слишком критически, осталась неизданною.

А некоторые выписки из оной напечатаны в Сибирском Вестнике. {Болховитинов} Феодосий Софонович 1655—72 г. писатель и проповедн., игум. Киево-Михайлов.

Златоверхова мон. {Половцов}