Фриде Нина Александровна

— известная русская певица, меццо-сопрано; род. в 1865 г. Училась в петербургской консерватории, сначала в классе фортепиано профессора Фан-Арка, потом в классе пения профессора Ирецкой и в Париже у Маркези.

В 1883 г. получила ангажемент во Флоренцию, где дебютировала с выдающимся успехом в партии Пьерото в опере "Линда". В 1884 г. Ф. с неизменным успехом пела в Барселоне.

Во время пребывания в Италии занималась под руководством Буцци и Ронкони.

Приехав в Россию, Ф. с огромным успехом выступила в Москве в концертах Шостаковского и в Петербурге в концертах Тамберлика, а в апреле 1884 г. дебютировала на сцене Императорской русской оперы в партии Амнерис, в "Аиде", и была немедленно приглашена в число артистов русской оперы. На казенной сцене Ф. пробыла семь лет; оставив сцену, концертировала в Москве, Одессе, Варшаве, Париже, Монте-Карло и пр. В 1895 г. Ф. опять поступила на Императорскую оперную сцену, где и служит по настоящее время. Пользуется громкой и заслуженной известностью, как одна из лучших русских певиц в области bel canto. В ее репертуар входят 42 оперы. В 1902 г. Ф. получила звание солистки Его Величества.

Н. С. {Брокгауз} Фриде, Нина Александровна — род. 1865 в СПб. Дочь генерала от артиллерии, 13-ти лет поступила в СПб. консерваторию, где изучала игру на фп. у фан Арка, но в 1880 перешла в класс пения Ирецкой.

В 1881—83 Ф. изучала пение у Маркези в Париже, затем у Буцци и Ронкони в Италии, где и стала выступать (впервые во Флоренции 1883). 1884 Ф. пела в Мадриде и в том же году с большим успехом дебютировала в партии Амнерис ("Аида") на Мариинской сцене, где поет и до сих пор, являясь одною из лучших сил казенной труппы как по качествам голоса(меццо-сопрано), так и по музыкальности и силе передачи.

Только 1890—95 Ф. не пела на Мариинской сцене, выступая эти годы в концертах (Москва, Варшава, Одесса, Париж а др.). Ф. нередко выступает и в концертах. {Риман} Фриде, Нина Александровна (наст. имя Антонина) [10(22). 1. 1859 (в нек-рых источ. 1864 и 1865), Петербург — 16. 3. 1942, Ленинград] — арт. оперы (меццо-сопрано, контральто), камерная певица и педагог.

Род. в семье генерала артиллерии.

Обучение музыке начала под рук. матери (ученицы А. Рубинштейна).

В 1877 поступила в Петерб. конс. (кл. ф-п. проф. К. Фан-Арка, с весны 1880 кл. пения Н. Ирецкой).

Осенью того же года уехала за границу, где совершенствовалась в вокальном искусстве у проф. М. Маркези (Вена, 1880— 81), затем у Ж. Дюпре (Париж, 1881—82). В Париже талант молодой певицы высоко оценили композиторы Ш. Гуно, А. Тома. Дебютировала в партии Пьеретто ("Линда ди Шамуни") во Флоренции (т-р "Nicolini", 18 окт. 1882). Одна из местных газет писала: "Никогда роль Пьеретто не производила столь сильного впечатления, как в исполнении г-жи Фриде. Едва ли Доницетти мог предвидеть, что среди снегов России мог родиться Пьеретто, способный своим горячим пением воскресить и дать жизнь его забытому произведению". С дек. 1882 по февр. 1883 выступала на сцене т-ра "Liceo" (Барселона), затем в Вене. Вернувшись в Италию, занималась у проф. А. Буцци и Дж. Ронкони в Милане, в 1887 в Париже у проф. С. Бакса, в 1895 — у Ришар. В 1883 вновь выступила во Флоренции (т-р "Nuovo"). В том же году возвратилась в Россию.

Дала ряд концертов в Тифлисе, Кисловодске, Владикавказе, (ныне Орджоникидзе), Пятигорске и Баку, в 1883—84 выступала в основном в Москве и Петербурге. 16 апр. 1884 дебютировала в партии Амнерис (вместе с М. Михайловым) на сцене петерб.

Мариинского т-ра, где пела до 1891 и в 1895—1903, 1914. В 1884 гастролировала в Мадриде, Барселоне и Лиссабоне, в 1891 — Варшаве.

В 1898 выступила в партии Анны Болейн на сцене моcк. Большого т-ра. Обладала сильным голосом теплого, "бархатного" тембра, высокой муз. культурой; была яркой представительницей бельканто.

Исп. отличалось изяществом и артистичностью.

Разнообразный по своему характеру репертуар включал 59 партий в 53 операх.

Наиболее близки арт. были лирич. образы, в особенности в операх рус. композиторов. 1-я исп. партий: Андреино ("Корделия"), Филиппа ("Месть амура"), Миловзора ("Пиковая дама"); в Мариинском т-ре — Любавы ("Садко"), Никлаус ("Сказки Гофмана"), Марцелины ("Свадьба Фигаро"), Угомона ("Гензель и Гретель"); на рус. сцене — Жавотты ("Манон"), Мерседес ("Кармен"). Лучшие партии: Кончаковна.

Няня ("Евгений Онегин"), Любовь (П. Чайковский одобрительно отозвался об исп. этой роли), Любаша ("Царская невеста"; Н. Римский-Корсаков считал ее "идеальной" исп. этой партии).

Зибель, Фидальма, Памела, Паж Урбан, Далила.

Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Рогнеда ("Рогнеда"), Весна-красна, Лель, Иоанна д''Арк, Ларина, Ольга ("Евгений Онегин"), Солоха ("Черевички"); Шарлотта ("Вертер"), Маргарита ("Гибель Фауста", конц. исп.), Лаура Адорно, Гензель, Фрика ("Валькирия" и "Золото Рейна"). Партнеры: А. М. Давыдов, М. Корякин, И. Прянишников, Л. Собинов, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин.

Пела п/у Ф. Блуменфельда, Э. Крушевского, Э. Направника, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, М. Фидлера.

Ф. была прекрасной камерной певицей.

Один из моск. рецензентов писал в 1883: "Вот истинное дарование для концертной эстрады — идеальная певица: умная, музыкальная, с развитым художественным вкусом, хорошей дикцией и фразировкой, словом — певица-художник". Гастролировала с концертами в Тифлисе (1884, 1885), Ревеле (1885), Париже (1888; в ансамбле с пианисткой Тимановой), Одессе и Владимире (1889), Москве (1890, 1891, п/у В. Сафонова), Варшаве (1892; здесь в концерте п/у Чайковского исп. арию Иоанны д''Арк, а также романсы композитора), Париже, Монте-Карло и Ницце (1894), Риге (1898). В камерном репертуаре были романсы А. Рубинштейна ("Серенада", "Желание"), М. Балакирева ("Слышу ли голос"), Чайковского ("Разбиты все привязанности", "И больно, и сладко". "Забыть так скоро", "То было раннею весной", "Страшная минута"), Ц. Кюи ("Смеркалось"), А. Даргомыжского ("Чаруй меня"), Н. Римского-Корсакова ("Песня Зюлейки", "Тайна", "Ель и пальма"), Ф. Листа ("Лорелея"), Ф. Шопена ("Литовская песня", "Мазурка"), Ж. Массне ("Элегия"), П. Виардо ("Звезда"), Б. Годара ("Жосселен"). Принимала участие в симф. концертах (сольная партия в 9-й симфонии Л. Бетховена п/у X. Рихтера, Петербург, 1899). Многие композиторы посвящали певице свои романсы: Э. Направник ("Я нарву вам цветов к именинам", ор. 59, 1895; исп. в 1896), Н. Римский-Корсаков ("Посмотри в свой вертоград"), М. Балакирев ("Я любила его"), А. Глазунов ("Муза"), Ц. Кюи, П. Чайковский.

В 1902 получила звание "Солистка его величества". После 1917 преподавала в Петрогр. конc. (по предложению А. Глазунова в 1921 избрана проф.), позднее жила в г. Луге, где преподавала в пед. техникуме и в муз.-сцен. школе. Организовала здесь спец. зимние курсы для инструкторов-вокалистов из колхозниц.

Силами своих учеников ставила отрывки из опер "Евгений Онегин", "Мазепа", "Самсон и Далила", "Кроатка" (1922), "Аида", "Пиковая дама", "Царская невеста" (1924). Записывалась на грампластинки (10 произв.) в Петербурге ("Колумбия", 1903). В 1940 участвовала в работе научной сессии, посвященной 100-летию со дня рождения Чайковского.

С 1941 жила в Ленинграде.

Соч.: На репетициях//Огонек. 1940. № 12 (699). С 11; Из воспоминаний//Сов. искусство. 1940. 31 дек.; Архив Ф. — в ЦГАЛИ, ф. 2341, on. 2, № 567, 568. Лит.: Галлеp К. H. A. Фриде // Всемирная иллюстрация. 1885. № 845; Иллюстрированный спутник артиста. — СПб.: изд. А. М. Шампаньер, 1900. № 1. С 3—4; Н А. Фриде//Ежегодник имп. театров: Сезон 1901 —1902. Прилож. 1. —[СПб., 1903]. С 15—18; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. С 21—22; Прощальный бенефис Н. А. Фриде // Рус. артист. 1907. № 11; [Н А. Фриде] // РМГ. 1907. № 50; Юбилей Н. А. Фриде // Сов. искусство. 1939. 10 янв.; Беседа с Фриде о премьере "Пиковой дамы" // Сов. артист. 1940. № 47; Двинский M. Первый Миловзор // Ленинские искры. 1940. 25 дек.; Старк Э. (Зигфрид).

Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 134; Чайковский и театр: Статьи и материалы / Под ред. А. И. Шавердяна. — М.; Л., 1940. С 269, 270; Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. 1894—1912. — Л., 1971. С 258—259: Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XXвв. иФ. И. Шаляпин. 1890—1904. —Л., 1974. С. 11.