Фурман Дмитрий Ефимович

(р. 28.02.1943) — спец. по религиоведению; д-р ист. наук. Род. в Москве.

Окончил ист. ф-т МГУ (1965), асп. того же ф-та (1968). В 1968—1971 работал на кафедре филос. гуманит. ф-тов МГУ (мл. н.с, ст. преп.); в 1971—1979 — ст. н. с. Ин-та междунар. рабочего движения АН СССР; в 1979—1991 — ст. н.с, вед. н. с. Ин-та США и Канады АН СССР. Позднее гл. н. с. Ин-та Европы РАН. Докт. дисс. — "Религия и социальные конфликты в США" (1981). Соч.: Борьба императора Юлиана с коррупцией государственного аппарата // В. МГУ. Сер. "История". 1968. Мб; К вопросу о становлении христианства как Мировой религии // ВФ. 1969. № 10; Христианство и конфуцианство (опыт сравнительного социологического исследования). [В соавт.] // История и культура Китая. М., 1974; Американский вариант секуляризации // ВФ. 1974. № 1; Религия и социальные конфликты в США. М., 1981; Идеология Реформации и ее роль в становлении буржуазного общественного сознания // Философия эпохи ранних буржуазных революций.

М., 1983; Дела и учение гуру Реджнеша // ВФ. 1986. № 8; Упадок американской двухпартийной системы и эволюция массового сознания США // Там же. 1987. № 6; Наш путь к нормальной культуре // Иного не дано. М., 1988; Наши тревоги и всемирная история // ВФ. 1990. № 11; Становление политических организаций в современной Эстонии.

М., 1991; Сикхи и индусы (религия, политика, терроризм). [В соавт.]. М., 1992; Великое русское государство — идея-ловушка // Свободная мысль. 1992. № 1; Наша странная революция // Там же. 1993. № 1; Возвращение в третий мир // Там же. 1993. № 11. Фурман, Дмитрий Ефимович Главный научный сотрудник Института Европы РАН; родился 28 февраля 1943 г. в г. Москве; в 1965 г. окончил исторический факультет МГУ, кандидат исторических наук; работал в системе Академии наук СССР; в 1981 г. защитил докторскую диссертацию в Институте США и Канады; направления научной деятельности: религиоведение, политология; владеет английским языком; женат, имеет двоих детей. Высказывал в печати мнение, что запрещение КПСС оказалось на руку прежде всего партбюрократии и сложившейся в советскую эпоху бюрократической элите. Как показали перестроечные годы, отмечал Д. Фурман, на деле коммунистическая элита была мало привержена коммунизму.

Лишь очень небольшой части бюрократии действительно были дороги основы идеологии и государства СССР и КПСС. По мнению Д. Фурмана, эволюционизм Горбачева вызывал значительно большее противодействие и страх, чем последующая ельцинская "революция". Именно эволюционный путь был опаснее для бюрократии, чем "революционный".