Гагаенко Василий Артемьевич

(сцен. псевд. в Италии — Гагаини) [1858, Киев — 22.4.1931 (в нек-рых источ. 1878—1933), там же] — арт. оперы (бас). Обладая феноменальным голосом, с десяти лет пел в хоре Киево-Печерской лавры. С 1878 хорист, в 1888 — 96 солист Киев. оперы, в 1896—98 — Тифлис. оперы, затем выступал на оперных сценах Италии (под псевд. Гагаини).

Петербурга (т-р "Аркадия", антр. М. Максакова, 1898; Нар. дом, 1906—07), Иркутска (1900—01, 1915), Москвы (т-р "Аквариум", 1901; т-р Со-лодовникова, 1903—05), Одессы (1902), Киева (1908—09), Харькова (1909—11), Екатеринбурга (антр. М. Шигаевой, апр. 1909; Городской т-р, 1912—13; гастроли в составе Передвижной оперы, 1914), Оренбурга, Самары, Казани (1918). В 1911 стал победителем Харьков. вокального конкурса-турнира.

Обладал ровным, сильным, редким по красоте тембра голосом широкого диапазона (свободно брал верхнее до), исп. гл. обр. профундовые партии. "Удивляли в этом певческом феномене интуитивно найденная им правильная манера звуковедения, благородная окраска звука и ясная, естественная дикция.

К сожалению, отсутствие какой-либо художественной культуры, неумение систематически работать (чему его никто и не учил) не позволили Гагаенко сделать большую карьеру оперного певца, какой он безусловно заслуживал по своим данным" (А. Пазовский)*. 1-й исп. партий: в Москве — Учителя ("Потонувший колокол"); в Екатеринбурге — Ивана Хованского ("Хованщина"). Лучшие партии: Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Кончак, Марсель ("Гугеноты"), Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Кардинал ("Жидовка"). Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Фарлаф, Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Варлаам, Малюта Скуратов ("Царская невеста"), Жемчужный, Зарецкий, Балбил, Фадладин, Карась;

Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Дон Диего, Рамфис, Спарафучиле.

Партнеры: К. Брун, С. Друзякина, В. Лосский, Б. Махин, А. Томская, Ф. Шаляпин.

Пел п/у С. Барбини, Н. Кочетова, Дж. Пагани, Э. Эспозито.

Записывался на грампластинки (7 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1907). Лит: Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 111, 112; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 308—309; Пазовский А.* Записки дирижера — М.: 1968. С. 49—50; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 37; Худолей Л. Чудо-богатыри // Театр. жизнь. 1971. № 2.