Гальцева Рената Александровна

(р. 04.10.1936) — исследователь рус. филос., теоретик культуры и идеологии, публицист.

Род. в Москве.

Окончила филос. ф-т МГУ (1959). В 1963—1972 — ст. научный ред. 4-го и 5-го томов "ФЭ" (вела разделы по зап., а затем и по рус. филос.) и 3-го изд. "БСЭ" (изд-во "Сов. энциклопедия"); с 1972 — ст. н. с. ИНИОН АН СССР (ныне РАН). С 1992 — отв. ред. ж. "ЭОН. Альманах старой и новой культуры". Ред. ж. "Новая Европа". Член Нью-Йоркской Академии наук. Г. — отв. ред., сост и автор сб.: "Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в." (Сб. 1—3. М., 1979—1983); "Работы Э.Жильсона по культурологии и истории мысли" (Вып. 1—2. М., 1987—1988); "Социальные идеи христианства XX в." (М., 1989); "Работы Ж.Маритена по культурологии и истории мысли" (Сб. 1—2, М., 1990—1992); "Ляли-ков Д.Н. Работы по философии, психологии, культуре" (T.I. M., 1991); "Пушкин в русской философской критике: конец XIX — первая половина XX в." (М., 1990; 2-е изд., расшир. — 1999); Г. — сост. и автор предисловия и комментария этой кн. В традициях рус. мысли и литературной классики Г. видит опору для противостояния кризисным явлениям XX в. Среди идей, развиваемых; ею: мысль о прекрасном прообразе мира; о существующей в рус. культуре художеств.-филос. эстафете, центр. и симметричные фигуры к-рой — Пушкин и Вл.Соловьев; убеждение в двуедином корне жизни — в том, что как человек, так и сооб-во людей держатся на "двух китах" — Свободе и Истине; убеждение в уникальности христ.-античных основ европ. мира, сотрясаемого за посл. два века двумя революциями — соц. и антропологической, или "двумя авангардами": маркс., с его установкой на радикальный переворот в естеств. основах об-ва, и культурным — настроенным на разрушение человеческого образа; предположение о том, что, избавившись от первой, соц. утопии, ныне европ. цивилизация (а по ее следам и Россия) безотчетно вползает в экзист. атеистич. утопию а-ля "новый бравый мир" О.Хаксли; наконец, мысль о возрождении в нашей стране беспочвенного "ордена" интеллигенции, ответственного за перманентные нелады во внутриполит. и дух. жизни новой России.

Соч.: Свобода воли // "ФЭ" Т.4. М., 1967. ФЭС. М., 1989; Шестов Л. // "ФЭ". Т.5. М., 1970; Несмелое В.И. // Там же; Юркевич П.Д. // Там же; Вернадский В.И. // Там же; О личности Достоевского. [В соавт.] // Новый мир. 1972. № 3; Западная культурология между мифом и игрой // Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. Вып. 1. М., 1979; Парадоксы неоконсерватизма // Неоконсерватизм в странах Запада.

Ч.2. М., 1982; История и современные версии американского неоконсерватизма // Там же; К определению места "новых" философов в новейшей философии // Общество.

Культура.

Философия.

М., 1983; Summa ideologiae. [В соавт. с И.Б.Роднянской] // Формирование идеологии и социальная практика.

М., 1987; Культурная традиция перед лицом философского авангарда // Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры.

М., 1987; Мысль как воля и представление: утопия и идеология в философском сознании П.А.Флоренского // Образ человека XX века. М., 1988; Бердяев Н.А. // Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь.

Т.1. М., 1989; Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра // Иностранная литература. 1991. № 12; Дехристианизация культуры и задача церкви. (Доклад в Ватикане) // Новая Европа.

М. —Милан, 1992. № 1; Возрождение России и новый "орден" интеллигенции // Новый мир. 1992. № 7; Очерки русской утопической мысли XX в. М., 1992; Фактор отклонения // Россия и современный мир. М., 1993; Роковое слово. Полемика о свободе воли и свободе совести // Новый мир. 1993. № 9; Марксизм и Россия: по следам мысли Н.А.Бердяева и за ее пределы. (Доклад) // Немецко-русский философский диалог.

М., 1993; Н.А.Бердяев — философ творчества и теоретик культуры // Николай Бердяев.

Философия творчества, культуры и искусства.

В 2 т. Т.1. М., 1994; Борьба с Логосом // Новый мир. 1994. № 9; "Это был наш маленький крестовый поход" // Знамя. 1997. № 2; Новая встреча со старым Бердяевым // Новый мир. 1998. № 2.