Гарин

Гарин — псевдоним Николая Георгиевича Михайловского (см.). {Брокгауз} Гарин [1852—1906] — псевдоним Hиколая Георгиевича Михайловского.

Инженер-путеец по образованию, участвовавший в постройке Сибирской железной дороги и Батумского порта, помещик-землевладелец, земец, Г. был многочисленными нитями связан со старым порядком.

Но очень скоро работа на частной железной дороге показала ему невозможность служить одновременно интересам капитала и общества.

Г. решил вступить на путь социального реформаторства, практического народничества, он предпринял опыт социалистического переустройства деревни.

Для осуществления этой цели Г. приобрел имение в Самарской губ. Результаты этого социального эксперимента, окончившегося полной неудачей, описаны Г. в "историческом очерке" "В деревне". Г. временами сочувствовал марксизму.

Он поддерживал материально газету "Самарский вестник" [1896—1897], когда она была в руках марксистов, и входил в ее редакцию.

В 1905 активно помогал большевикам.

Из произведений Гарина наиболее художественны повести: "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты" и "Инженеры". Быт помещиков и интеллигенции (студенчества, инженеров и др.) показан в связи с психологией главного действующего лица, Карташева.

Волевая и моральная неустойчивость роднит его с героем романа М. Горького — Климом Самгиным.

Значение повестей Г. — в живом изображении общественной атмосферы перед революцией 1905, того времени, когда система "классического" образования душила и калечила молодежь.

Патриархальный обывательский быт с ранних лет уродовал ребенка, школа продолжала и довершала начатое.

Одни вырастали калеками без воли и убеждений, как Карташев, другие кончали трагически, подобно юному философу Беренде.

Лишь наиболее стойкие закалялись и вступали на революционный путь (последнюю тему Г. затрагивает вскользь).

Первые две повести — "Детство Темы" и "Гимназисты" — художественно более выдержаны.

Психология детского, отроческого и юношеского возрастов передана в них с подкупающей теплотой и свежестью.

Типы юношей, девушек, педагогов, родителей нарисованы живо и выпукло.

Прозе Г. присущ живой диалог, мягкий лиризм.

Библиография: I. Полное собр. сочин., в прилож. к "Ниве" за 1916; Собр. сочин., 9 тт., изд. "Знание", СІІБ., 1906—1910; в изд. "Освобождение", тт. X — XVII, СПб., 1913—1914; не вошли в собр. сочин.: По Корее, Манджурии и Ляодунскому полуострову, Корейские сказки, изд. "Знание", СПб., 1904. За последние годы переизданы: Детство Темы, изд. 8-е, Гиз, П., 1923 (то же, Гиз, М. — Л., 1927); Гимназисты, Гиз, М. — Л., 1927 (для юношества). II. А. Б. (Богданович А. И.), Критич. заметки, "Мир божий", 1895, V (о "Гимназистах"); Николаев П., Вопросы жизни в современной литературе, 1902 ("Гимназисты", "Деревенские панорамы", "Студенты"); Елпатьевский С., Близкие тени, СПб., 1909; Его же, Н. Г. Гарин-Михайловский, восп., журн. "Красная нива", 1926, № 19; Луначарский А. В., Критич. этюды ("Русск. литература"), изд. книжн. сектора Губоно, Л., 1925, гл. IV (глава эта печат. первоначально в журн. "Образование", 1904, V); Горький М., Н. Г. Гарин-Михайловский, журн. "Кр. новь", 1927, IV; Его же, Сочин., т. XIX, Берлин, 1927. III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928. Г. Якубовский. {Лит. энц.}