Гавриил Банулеско-Бодони

или Бонулеску (в миру Григорий Григорьевич) — митрополит Кишиневский; родился в 1746 г. в трансильванском городе Быстрице, в семье бедных молдавских дворян Бодони; окончив Седмиградскую нормальную школу, обучался два года в Киевской Духовной Академии, два раза ездил в Грецию для изучения греческого языка, был учителем в Княжеском училище в Яссах. Постриженный в монашество в Константинополе в 1779 г. с именем Гавриила, он был посвящен в иеромонахи и назначен проповедником Ясской митрополии.

В 1782 г. Г., по приглашению архиепископа Славянского Никифора Феотоки, бывшего вместе с ним учителем в Яссах, приехал в резиденцию архиепископа — Полтаву и был назначен префектом местной семинарии.

По возвращении в 1784 г. в Яссы он был возведен в сан архимандрита и в 1786 г. "по словесному завещанию" своего покровителя митрополита Гавриила Каллимаха был избран во епископа Романскаго, но посвящения не получил, потому что "не мог и не хотел" заплатить властям положенную сумму денег. В 1787 г., во время войны России с Турцией, Г. вместе с господарем А. Маврокордато эмигрировал в Россию и в 1788 г. был назначен ректором Екатеринославской семинарии.

Вызванный в Яссы в качестве помощника к местоблюстителю Молдо-Влахийской экзархии архиепископу Екатеринославскому Амвросию, Г. 26 декабря 1791 г. в Яссах в монастыре Иоссии был посвящен Амвросием во епископа Бендерского и Белградского (Аккерманского). 11 февраля 1792 г. состоялось Высочайшее повеление о бытии ему митрополитом Молдо-Влахийским.

Между тем по Ясскому договору (29 декабря 1791 г.) русские войска покинули Дунайские княжества. "То же самое по естественному порядку вещей, — говорит прот. Жмакин, — должен был сделать и митрополит Гавриил, но к удивлению он не захотел сделать этого добровольно". Он заявлял, что не может оставить кафедру "без Императорского указа и синодального определения", хотя ни императрица, ни Синод не могли иметь власти в областях, принадлежащих султану и подчиненных духовной власти патриарха.

Господарь Мурузи 19 июня арестовал Г. и отправил в Константинополь.

Г. 4 месяца пробыл под стражей при патриархии; его сначала лишили кафедры и даже прокляли, потом из страха перед Россией стали предлагать кафедру в Турции под условием принять турецкое подданство.

Протоиерей Жмакин видит в образе действий Г. "простой и ясный расчет опытного в политике и дальновидного человека", убежденного, что его "побоятся тронуть" разбитые турки и что, даже в случае гонения со стороны турок, он "может рассчитывать на поддержку Русского правительства и получить верный выигрыш". Освобожденный по настоянию русской дипломатии, Г. 10 мая 1793 г. был назначен митрополитом Екатеринославским и Херсонеса Таврического.

Он перестроил семинарию и "преимущественное внимание обращал на образование умов и сердец учившихся в его семинарии", строил церкви, освятил место для города Одессы и заложил там первые церкви. 29 сентября 1799 г. Г. был назначен митрополитом Киевским; 7 апреля 1801 г. был пожалован членом Св. Синода и награжден орденом Св. Андрея.

В короткое время управления Киевской митрополией Г. упорядочил духовную администрацию, сделал обязательным для духовенства обучение сыновей в духовных школах, во исполнение воли Св. Синода учредил "Русскую школу" для неуспевающих учеников духовных училищ, старался искоренить обычай передачи священно-церковнослужительских мест по наследству, боролся с "пьянственной страстью" в духовенстве и с бродяжничеством причетников.

Особенное внимание он обратил на местные, большей частью латино-униатские, особенности в богослужении и всеми силами старался ввести "купночиние" с Великороссийской Церковью: он запретил обливательное крещение и заменил богослужебные книги, напечатанные в униатской Почаевской типографии, синодальными изданиями.

Много пришлось ему бороться с польскими панами-помещиками для защиты интересов Церкви и православного крепостного населения. 21 августа 1804 г. Г. "по причине болезней" был уволен при милостивом рескрипте на покой для лечения в "благорастворенном климате" Одессы.

Пять лет он прожил сначала в Одессе, а потом в Дубоссарах, на самой границе с Турцией.

Увольнение Г. объясняли "происками сильного желателя" Киевской митрополии, хотя и получившего "достойное затей своих посрамление", но все-таки заставившего Г. удалиться. "Гавриил, — говорит Ф. А. Терновский, — был человек настолько не честолюбивый, что поспешил уволиться". По мнению В. Чеховского, специально исследовавшего Киевский период жизни Гавриила, "наивно предполагать, чтоб Гавриил, не поддававшийся никаким угрозам и убеждениям и упорно отстаивавший свою митрополичью кафедру в Яссах, теперь без борьбы, по одной уступчивости добровольно отрекся от Киевской митрополии в пользу какого-либо желателя, тем более что высшие сферы, несомненно, были благосклонны к нему". Чеховский объясняет удаление Г. из Киева его "желанием и надеждой снова стать, во что бы то ни стало, Молдавским митрополитом"; момент был удобен для этого, потому что как раз в это время умер соперник Гавриила, Молдавский митрополит Иаков, и Россия начала приготовляться к новой войне с турками.

Одесса и еще более Дубоссары были "удобными пунктами для сношений с Яссами", поэтому Г. и избирал их последовательно своей резиденцией.

Оттуда он, по выражению румынских историков, "устремил взоры на румынскую сторону" и "раскинул сеть интриг" против новоизбранного Молдавского митрополита Вениамина.

Когда открылась война между Россией и Турцией и Дунайские княжества снова были заняты русскими войсками, русское правительство опять почувствовало надобность в Г. как незаменимом организаторе духовного управления в Молдавии и Валахии. 27 марта 1808 г. он был назначен "паки членом Св. Синода и экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии". Г. деятельно занимался преобразованием духовного устройства княжеств, причем "образ преобразования был взят от Российского духовенства": учредил консисторию, назначил благочинных (евтаксиев), завел метрики.

Экзарх успешно защищал духовенство от притеснений бояр, постоев и контрибуций и выдержал упорную борьбу с "ухищрениями диванскими", боярами-фанариотами, местными митрополитами, не желавшими "состоять под руководством и наставлением экзарха", и с зазнавшимся духовенством "преклоненных" к греческим кафедрам монастырей.

При этом ему удалось уплатить "большую часть долгов, какими была обременена митрополия". После Бухарестского мира Г. остался епархиальным начальником отошедшей к России Бессарабии и поселился в Кишиневе. 21 августа 1813 г. он получил титул митрополита Кишиневского и Хотинского, и к его епархии была присоединена западная часть Херсонской губернии (уезды Одесский, Ананьевский и Тираспольский).

Первым делом Г. открыл семинарию, начавшую действовать уже в январе 1813 г. Г., хотя и "с духом отеческой кротости", но упорно и успешно боролся с пороками невежественного и распущенного духовенства, и прежде всего с "ужаснейшим грехом — мерзостью пьянства". В монастырях он заводил общежитие.

Он устроил типографию и напечатал исправленный "Служебник" на молдавском языке; открыл в Кишиневе отделение Библейского Общества, издавшее в 1817 г. "Новый Завет" на молдавском языке. Г. скончался в Кишиневе от "жестокой простудной горячки" 30 марта 1821 г. и был погребен в Успенском Киприановском монастыре. "Не все ли окружающее нас здесь, — говорил при погребении Г. его викарий Димитрий Сулима, — есть дело его мудрости и его попечительности?" — "Бессарабия, — ответил на этот вопрос современный биограф Гавриила, — своим духовным бытием всецело обязана Гавриилу". Гавриил был драгоценным сотрудником для русского правительства в то трудное время, когда Россия укрепляла за собой побережье Черного моря. Румын по происхождению, прекрасно знавший греческий быт и греческий язык и в то же время "совершенно русский по духу", Г. был как бы создан для управления разноплеменной паствой Новороссии и Бессарабии.

Все русское было для него образцом, по которому он старался переделать управление, обряд и быт в своих полурумынских-полугреческих областях.

Его верность "главе Греко-кафолической Православной Церкви и высокому покровителю" восточных христиан, избавившему их от "агорянского ига", была непоколебима.

Высшим его самолюбием было "соблюсти честь Российского архиерея". Схваченный арнаутами господаря, Г. говорил: "берите, но знайте, что я российский подданный" с такою же гордой самоуверенностью, с какой римлянин противопоставлял насильникам свое "civis Romanus sum". Биограф Гавриила, архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) представляет Г. идеалом епископа и человека.

Протоиерей Жмакин указывает на некоторые темные стороны его деятельности вроде, например, некорректного его отношения к своему викарию и бывшему сопернику епископу Иову Потемкину, на которого он без предварительных с ним объяснений подал Синоду "доношение" на основании материалов, доставленных нарочито посланным в Крым духовным шпионом.

Но вообще Г. был хорошим архиереем.

В Киеве его провожали с величайшим сожалением и народ, и духовенство, оценившие его "добрейшее сердце". Жалобы Екатеринославского архиепископа Афанасия Иванова на "обиды и пакости" ему со стороны Г. не имеют значения, так как среди архиереев всегда могли найтись недоброжелатели Гавриила в лице "желателей" его кафедры.

Гавриил был чужд мелочного самолюбия и честолюбия, имел в виду общую, а не личную пользу. "По мнению некоторых, — писал он о своем назначении в Кишинев, — епархия для меня не классна (т. е. ниже классом Киевской, которой он ранее управлял), но я привык считать для себя приличным служить везде, где только польза Церкви и отечества требует". А. Стадницкий, Гавриил Бонулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский (с портретом Гавриила);

Рус. Архив, 1898, III, 309—377 (статья протоиерея В. Жмакина);

В. Чеховский, Киевский Митрополит Гавриил Бонулеско-Бодони.

В. Шереметевский. {Половцов} Гавриил Банулеско-Бодони (Григорий Григорьевич) — митрополит Кишиневский и Хотинский.

Родился в 1746 году в г. Быстрице в Трансильвании.

Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности — румын. Отец его был дворянином.

Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки. Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов.

В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучил богословские науки. Получив образование, он снова отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу.

Но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим в Молдавии, Григорий отправился в Грецию.

Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину.

По возвращении он был определен учителем в городе Носауде.

С этого времени началась его педагогическая деятельность.

Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в княжеском училище.

Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь.

На острове Патмос он в совершенстве овладел греческим, а также французским языками.

По возвращении в Яссы был назначен учителем греческого языка в княжеском училище. 31 августа 1781 года митрополит Гавриил (Калимаха) рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября — во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии.

Должность эту он занимал недолго.

По приглашению архиепископа Славенского и Херсонского Никифора (Феотоки) иеромонах Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии.

В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии.

Через год иеромонах Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимахой) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру.

Но это предложение не было принято, поэтому в 1787 году архимандрит Гавриил приехал в Россию.

Он обратился к епископу Екатеринославскому Амвросию с просьбой предоставить ему любую должность в семинарии. 17 января 1788 года, по разрешению Святейшего Синода, епископ Амвросий предоставил архимандриту Гавриилу должность ректора Екатеринославской духовной семинарии и преподавателя греческого языка. 26 декабря 1791 года архимандрит Гавриил архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами был хиротонисан в Яссах во епископа Бендерского и Белградского, викария Молдовлахийской митрополии.

В 1792 году в связи со сложившейся в Молдавии политической обстановкой, когда по заключенному соглашению между Турцией и Россией Молдавия и Валахия должны были подчиняться в церковном отношении Константинопольскому патриарху, целесообразно было иметь во главе Молдовлахийской митрополии человека хорошо известного и преданного.

Таким явился епископ Гавриил (Банулеско-Бодони). 11 февраля 1792 года он был возведен в сан митрополита Молдовлахийского, с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Но это служение продолжалось недолго. 19 июня 1792 года за отказ отречься от Молдовлахийской кафедры митрополит Гавриил был арестован и отправлен в Константинополь, где находился под стражей в течение четырех месяцев.

Затем, по требованию русского правительства, был освобожден и прибыл в Россию. 10 мая 1793 года митрополит Гавриил был назначен митрополитом Екатеринославским и Херсонеса Таврического с местопребыванием в г. Полтаве.

В 1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринослава в Новороссийск, митрополит Екатеринославский стал именоваться Новороссийским и Днепровским с местопребыванием в городе Новомиргороде.

В период управления Екатеринославской (Новороссийской) епархией митрополит Гавриил заботился о построении церквей в своей епархии, о благоустройстве семинарии, о повышении нравственного уровня духовенства, стремился к поднятию духа монашеской жизни в монастырях, организовал сбор пожертвований в пользу детей, обучающихся в семинарии.

Ко времени пребывания митрополита Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание (по его благословению) города Одессы и закладка в новом городе четырех церквей. 29 сентября 1799 года митрополит Гавриил был назначен на Киевскую кафедру. 7 апреля 1801 года он определен членом Святейшего Синода и награжден орденом апостола Андрея Первозванного.

Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа 1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в г. Одессе.

Истинные причины увольнения неизвестны. 8 1805 году митрополит из Одессы переехал в Дубосары, где прожил еще четыре года на покое. В 1808 году он был назначен вновь членом Святейшего Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в г. Яссах. Видя несовершенство и неустройство церковной жизни во вверенной ему митрополии, митрополит Гавриил стал заводить порядки, существовавшие в русских православных церквах.

По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык. Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления.

Одной из важных забот митрополита Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями.

На основании Указа Святейшего Синода все монастыри были подчинены экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков.

Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в Санкт-Петербург.

Здесь ему было оказано особое внимание.

Он изложил Святейшему Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства.

Большинство из его предложений были приняты, часть — отклонены или изменены.

Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как, по заключенному 16 мая 1812 года миру между Россией и Турцией, Молдавия и Валахия отошли к Турции, Бессарабия присоединилась к России.

Митрополит Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в г. Кишиневе.

Здесь ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии.

Новая епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской, и ей был присвоен титул митрополии и экзархии. 21 августа 1813 года Святейший Синод утвердил новую епархию, и митрополит Гавриил со свойственной ему энергией принялся за строительство церквей, митрополичьего дома и здания для семинарии.

Причем недостающую сумму для окончания строительства семинарии он восполнил своими собственными средствами.

Вместе со строительством митрополит занимался наведением порядка в административном управлении епархией, уделял внимание образованию духовенства, наставляя его достойно проходить свое служение.

Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году митрополитом Гавриилом при семинарии был открыт Благородный пансион, который до 1834 года заменял областную гимназию.

Не забывал митрополит и о религиозно-нравственном воспитании своей паствы.

Первым средством к просвещению паствы было строительство храмов.

При митрополите Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двухсот церквей.

Во все церкви были разосланы краткие катехизические поучения на молдавском языке, которые должны были читаться во все воскресные и праздничные дни. Кроме этих поучений священники, окончившие семинарию, должны были произносить проповеди собственного сочинения.

Митрополит принял серьезные меры к поднятию нравственного и умственного уровня священнослужителей, повел борьбу против бродяжничества, пьянства и других пороков, распространенных среди молдавского духовенства.

Решительно выступил митрополит Гавриил за то, чтобы в воскресные дни были прекращены ярмарки, стремясь тем самым устранить одно из важных препятствий к религиозно-нравственному просвещению бессарабской паствы.

По ходатайству митрополита Гавриила в 1814 году была открыта типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как духовенства, так и всего православного народа.

Занимаясь благоустройством церковным, митрополит Гавриил принимал участие и в гражданских делах. В то время различные злонамеренные люди смущали жителей Бессарабии ложными слухами, настраивая их против России, убеждая народ переселяться из России за реки Прут и Дунай. Митрополит своим обращением к народу опроверг смущавшие людей слухи, а у русского правительства получил подтверждение о том, что Бессарабия имеет свое гражданское самоуправление, чем сохранил и укрепил союз России с Бессарабией.

За семь с половиной лет управления Кишиневской епархией митрополит Гавриил достиг больших успехов.

Ни одна сторона жизни Бессарабской Церкви не оставлена им без внимания.

Все намеченные планы к благоустроению паствы приводились им в исполнение, несмотря на встречавшиеся препятствия.

Успеху его деятельности способствовало то, что он умел подбирать себе помощников, которых располагал к себе своей ласковостью, простотой и прямотой в обращении.

На 75 году жизни митрополит Гавриил почувствовал физическую слабость и почти все управление епархией передал своему викарию епископу Димитрию.

Сам же с 1819 года начал готовиться к отшествию в другой мир. Он поспешил закончить в Киприановском монастыре постройку храма в честь Успения Божией Матери, сам присутствовал при его освящении и указал место своего погребения.

Чувствуя приближение кончины, митрополит вызвал к себе своих родных. 26 марта 1821 года митрополит Гавриил сильно заболел, а уже 30 марта в 8 часов утра скончался.

Тело почившего митрополита, по его завещанию, было погребено в Киприановском монастыре.

Как передают современники, митрополит Гавриил в обращении с подчиненными руководствовался "терпением" и, если случалось нарушить его, сейчас же раскаивался и просил прощения у самого последнего из своих подчиненных.

Он сам говорил приближенным своим: "Я во всю мою жизнь старался всегда делать добро более тем, кои наносили мне какую-либо обиду или оскорбление". Причем сам признавался, что иногда мог не спать целую ночь, если ему казалось, что каким-то словом он обидел человека, и не успокаивался до тех пор, пока на деле не доказывал ему своей любви и расположения.

Литература: Пархомович И. М. Краткий очерк деятельности высокопреосвященного Гавриила Банулеско-Бодони, экзарха Святейшего Синода, митрополита Кишиневского и Хотинского. — Кишинев, 1910. Стадницкий А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский. — Кишинев, 1894. Чеховский В. Киевский митрополит Гавриил Банулеско-Бодони. — Киев, 1905. Стадницкий А. О деятельности митрополита Гавриила по управлению Молдаво-Влахийским экзархатом // Кишиневские епархиальные ведомости. — 1890, № 10—12. Его же, Бессарабская экзархатская типография // Кишиневские епархиальные ведомости. — 1892, № 1. Зыков Г. Очерк деятельности митрополита Гавриила по улучшению положения Церкви и православного духовенства в княжествах Молдавии, Валахии и Бессарабии с 1808 по 1812 гг. // Кишиневские епархиальные ведомости. — 1879, № 14. Щеглов Д. В. Новые данные о митрополите Гаврииле // Кишиневские епархиальные ведомости. — 1899, № 18 и 19. Пархомович А. М. Сведения о митрополите Гаврииле // Кишиневские епархиальные ведомости. — 1871, № 4. Гурий (Гроссу), иеромонах.

Главнейшие моменты в истории молдавского книгопечатания в Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. — 1907, № 2—5. Петровский С. В., протоиерей.

Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. — Одесса, 1908. Ганицкий М. А. Сведения о Кишиневской епархии, собранные и редактированные архиепископом Димитрием // Кишиневские епархиальные ведомости. — 1883, № 15. Балцатеско А. В., Бессарабское отделение Российского Библейского общества // Кишиневские епархиальные ведомости. — 1872, № 7, 8,11. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1400, 1402,1403. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 163. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 8, 487, 553. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 58, 676. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 163. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 762, 763, 766, 776. Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества // Под редакцией Курдиновского В. — вып. 5. — Кишинев, 1910, с. 9,1, 2,14,19, 22, 24, 30, 33, 40, 51; прим., с. 5, 7, 21. Исторический вестник. — 1882, апрель, с. 35. — 1894, июль, с. 140—142. — 1895, июнь, с. 891—892. — 1890, декабрь, с. 790. Русская старина. — 1872, ноябрь, с. 582. — 1879, декабрь, с. 714. Русский архив. — 1870, № 4 и 5, с. 797, с. 801, 833—834. — 1895, кн. 1, № 3, с. 311. — 1904, кн. 2, № 1, с. 428. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 16, 72. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 8; т. 5, с. 357; т. 10, с. 526, 607. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 600, 851; т. 2, с. 1320,1329. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 4, с. 25—28. Кишиневские епархиальные ведомости. 1907, № 14,16,17.