Ге Николай Николаевич

Ге Николай Николаевич — один из оригинальнейших по направлению русских художников-живописцев; род. 1831 г. Воспитывался в гимназии в Киеве, потом поступил в Киевский университет, а оттуда перешел в Петербургский; но на второй же год, оставив университет, поступил в академию художеств (1850), где и занимался 7 лет. За картину "Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула" удостоен золотой медали и послан за границу, где оставался с 1857—63 гг. По возвращении в Россию выставил первую картину ("Тайная Вечеря"), написанную согласно его настроению и пониманию евангельской истории Иисуса Христа.

За этой картиной последовали: "Вестник Воскресения" и "Христос в Гефсиманском саду" — картины, написанные художником за границей, куда он вторично уезжал еще на 7 лет. Во Флоренции он написал портрет с А. П. Герцена (галерея Третьякова в Москве) в год его смерти и впоследствии сделал с этого портрета 4 копии для разных лиц. В 1870 г. возвратился в Петербург, где написал три исторические картины: "Петр Великий и царевич Алексей" (особенно замеченная на выставке, где она считалась первой), "Екатерина II у гроба Елисаветы", "Пушкин в Михайловском"; первая находится у Третьякова, вторая у г. Полетики, третья приобретена Н. А. Некрасовым.

Кроме того, Г. написал портреты И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, M. E. Салтыкова, Н. И. Костомарова, А. А. Потехина и мн. др. С 1875 г. поселился в Черниговской губернии, где занимал различные должности по выборам в продолжение 6 лет. С 1862 г. сблизился с графом Л. Толстым, что вместе с предварительной внутренней работой повлияло на род жизни Г. и характер его художественной деятельности.

Он написал картину "Милосердие или не Христос ли это", желая в нищем изобразить Христа; впоследствии Г. уничтожил эту картину, как не удовлетворившую никого, в том числе и самого художника.

С 1884 г. он написал ряд картин из жизни Спасителя, портрет Л. Н. Толстого и сделал 10 рисунков к рассказу "Чем люди живы". Картины: "Выход с Тайной Вечери" (собств.

Дервиза), "Что есть истина?" (галерея Третьякова), "Совесть (Иуда)" "Повинен смерти" (суд Синедриона над Иисусом Христом, 1892) завершили деятельность Г. до начала нынешнего года. Теперь Г. пишет "Распятие" и продолжает составление рисунков на евангельские сюжеты.

Г. занимался и скульптурой: он вылепил бюсты В. Г. Белинского и Л. Н. Толстого, из которых второй замечателен не только сходством, но и в техническом отношении.

Некоторые картины Г. возбуждали разнообразные толки, как несоответствовавшие по своей идейности общепринятым способам обработки избираемых сюжетов; но были и сочувственные отзывы в печати. {Брокгауз} Ге, Николай Николаевич (Nicolas Gue), исторический живописец, портретист и гравер крепкой водкой; род. 17 февр. 1831; в 1850 поступил в Академию художеств учеником Басина.

В 1856 г. за картину "Ахиллес оплакивает Патрокла" получил 2-ю золотую медаль; в 1851 г. за картину "Саул y Ендорской волшебницы" получил 1-ю золотую медаль; выпущен художником XIV класса и отправлен за границу.

За картину "Последняя вечеря Христа с учениками" произведен в профессоры.

В 1869 г. переселился в Петербург; в 1872 г. сделан членом Совета Ак. худ. Его работы крепкой водкой: 1 и 2. В каталоге 3-й Передвижной выставки: две гравюры на одной доске: 1. Екатерина II, отправляющаяся на панихиду по Елисавете Петровне; 2.11 х 4.1 и 2. Портрет М.Х. Рейтерна. 1. 9? х 1.4. Справа: "Николай Ге | 1874 21 января". Грав. крепкой водкой и сильно акватинтировано.

Вся доска = 6.7 х 4.10. 3. Поясное изображение Спасителя из его картины: "Моление о чаше" (оригинал y П.М. Третьякова).

В 1-х отпечатках, неконченных, гравир. чистой крепкой водкой, внизу справа: "Н. Ге", вверху слева: "2-я", т. е. вторая доска; во 2-х, верхняя помета стерта; внизу слева: "Н. Ге"; справа "1871". 3-е, с цензурной пометой, приложены в альбоме: "Первые опыты русских аквафортистов. 1861 года". Большой лист в ширину; он тоже приложен к альбому русских аквафортистов 1873 г., вышедшему в 1874 г. in folio. 4. Сельский вид; впереди два больших дерева; слева сидит господин в круглой шляпе; вдали тянется длинный плетень; справа баба гонит корову (?). В 1-х отпечатках в правом нижнем углу поставлены две буквы, которых нельзя разобрать.

Во 2-х, более конченных, ясно вырезаны буквы: "Н. Г.". Приложены в том же альбоме первых опытов русских аквафортистов 1871 г. (с цензурной пометой внизу). 5. Отъезд из деревни в карете, запряженной четвериком, цугом; на запятках стоят 2 лакея. Из кареты высунулась барыня; мужички снимают шапки. За каретой едет телега с мешками; позади видны избушки, справа ветряная мельница.

В нижнем правом углу: "Н. Ге". 4.11 х 6.5. 6. Петр I допрашивает царевича Алексея; с подписью внизу: "Николай Ге". 10.7 х 13.3. С его собственной картины.

В альбоме: "Памяти Петра I... СПб. 1872". {Ровинский}