Гедеон Криновский

(в школе Авриксельский, по окончании школы называвшийся также Рычковским или Ричковским) — епископ Псковский; сын пономаря, родился в Казани.

Год его рождения точно не известен, но есть вероятие, что он родился в 1726 г. Издавна принято считать Гедеона "коренным великороссом", одним из первых пробившимся в высшую иерархию после долгого господства в ней малороссов, но протоиерей Ф. Титов, в недавнее время обследовавший некоторые сомнительные вопросы биографии Гедеона, находит, что "есть много оснований для предположения о коренном малорусском происхождении" Криновского, которого отец или дед мог быть "вывезен из Южной России в Казань одним из Казанских архипастырей-малороссов". По окончании курса в Казанской семинарии Криновский был оставлен при ней учителем и принял монашество с именем Гедеона.

Молодой монах желал продолжать образование, "выслушать священную богословию и греческого поучиться диалекта". Но епископ Лаврентий Горка, нуждавшийся в учителях, не отпускал Гедеона из Казани, по крайней мере "до прибытия новых учителей". "Не имея у Его Преосвященства надежды отпуска", молодой иеродиакон в июле 1751 г. тайно уехал из Казани в Москву и подал в Синод прошение о зачислении его в Московскую Академию, чтоб ему не потерять "не возвращающееся златое время" и "лучшую Церкви Святой показать услугу". Епископ Лаврентий простил своего "томимого духовным гладом" иеродиакона, и Гедеон в декабре 1751 г. был принят в Академию.

Проживая в Заиконоспасском монастыре, Гедеон иногда получал поручение заменить заболевшего чередного проповедника.

Услышать его имел случай И. И. Шувалов.

Гедеон понравился ему, и временщик сделался "усердным хвалителем" Московского проповедника перед Императрицей.

Прослушав проповедь Гедеона, Елизавета 8 января 1753 г. назначила его придворным проповедником. 2 февраля (31 января) 1757 г. Гедеон был назначен архимандритом Саввина Сторожевского монастыря, 4 марта 1758 г. — членом Синода, а 17 апреля того же года — архимандритом Троицкой Сергиевой Лавры. 7 октября 1761 г. он был посвящен в сан епископа Псковского, с оставлением придворным проповедником.

Только три месяца, с марта по июнь 1762 г., пробыл Гедеон в своей епархии, затем снова был вызван в Синод и присутствовал на коронации Екатерины II. 4 июня 1763 г. он по прошению был уволен в епархию до сентября, но, не доехав до Пскова, 19 июня по болезни остановился в пригородном Пантелеймоновском монастыре, где и умер 22 июня 1763 г. Он был погребен во Псковском Троицком соборе, и в эпитафии дана следующая характеристика деятельности покойного епископа: "Здесь погребен Гедеон, Гедеон всеславный, Псковския епархии пастырь православный, Столп Российския Церкви, по вере ревнитель, Проповедник, Божия слова учитель, Пастырем добрым образ, честь и богословом, Оставил Церкви речи, премудрые словом, Иже в 37 лет преставися к Богу, Оставив слезы и печаль пастве своей многу". Архимандрит богатейшего в России монастыря, постоянно вращавшийся в блестящем придворном обществе, Гедеон был далек от обязательной для инока простоты в обстановке и одежде.

Ходили слухи о его баснословной роскоши и богатстве.

Его гардероб, состоявший из великолепных шелковых и бархатных ряс, занимал целую комнату; он совсем по-придворному щеголял в шелковых чулках и башмаках с тысячными бриллиантовыми пряжками.

Про него сложилось присловие: "Гедеон нажил миллион". Но опись оставшегося после епископа Псковского имущества, в которой показано только 5855 руб. 75 коп. наличных денег, по замечанию протоиерея Титова, "не подтверждает этих явно преувеличенных слухов о роскошной жизни и миллионном состоянии" Гедеона.

Несомненно, что Гедеон не был угрюмым, строгим к себе и другим ревнителем аскетических идеалов.

По выражению проф. П. В. Знаменского, "это был монах живой, эмансипированный, притом же придворный", обязанный всем мирской власти.

Он умел растрогать чувствительную Елисавету в церкви, умел польстить ей поднесением тома своих проповедей с витиеватой дедикацией "миром и победами преславной монархине и благоутробием несравненной отечества Матери", способной "прикрыть" его книгу "от ненавидящих истины Слова Божия врагов" своею "славой монаршею, которой Бог Слово на удивление всему свету одел ее, порфирою". Успех проповедника Гедеона объясняется прежде всего "новостью его направления, совсем чуждого ораторских принадлежностей старой Киевской школы, всех этих риторических ухищрений и вычур аргументации". Нравилось слушателям уже одно его чисто русское произношение.

Завистливый Сумароков называл Гедеона "Российским Флешиером", приравнивая к знаменитому в истории западного проповедничества французскому епископу, признавал его восстановителем "опустошенного" после смерти Феофана Прокоповича "Российского Парнасса", "имеющим еще более цветности, нежели Феофан". По отзыву Платона Левшина, слушатели Гедеона "бывали как бы вне себя и боялись, чтобы он не перестал говорить". Гедеон ясен, прост и всегда искренен, обличения его направлены не на одних слушателей, но и на пастырей.

Следующее место из слова в неделю о Блудном сыне дает понятие о настроенности проповедника и о его чуждых фальшивой аффектации ораторских приемах. "Осмотримся, — говорил Гедеон, — сколь много мы, будучи в наших чинах, в наших достоинствах, в нашем изобилии воспользовали Церковь Божию или общество... Я б охотно умолчал, слышатели, о сем, я б сам рад прикрыть такой стыд наш, но бедные просители, никакого удовольствия от властей своих не получающие, но нищие, помилования ни малейшего от изобилующих во всем не видящие, но народ, во тьме невежества заблуждающийся и должного просвещения ко спасению от своих пастырей не находящий, не может умолчать того. То было то время, когда у древних оных Израильских священников пропадала книга Закона Божия... а после нечаянно нашли, что она завалилась под сокровищами, было то, говорю, время, что сокровище лежало у священников наверху, а Закон Божий под ним загребен с общим всем забвением.

Не едва ли у нынешних не тот же манер хранится? Не знаю, есть ли в них половина, которые не выше бы свои интерес поставляли, нежели Христов, нежели слово Его, нежели спасение народа?" Гедеон был вообще человек искренний и добродушный; по отзыву близкого к нему Платона Левшина, он "сердце имел откровенное и искреннее и очень удалялся от хитростей политических и потому некоторых имел себе не великих доброжелателей". В своих проповедях он громил клеветников, "забавляющихся ближнего хулами", "бесовских ораторов", которых "разум в хитрых приуготовлениях брату погибельных сетей утоплен". "О проклятый язык, — сетовал проповедник, — каким образом от тебя спастись человеку?" — и грозил интриганам с "гробоносными устами" днем отмщения Божия, когда "сокрушатся ядовитые их зубы, источат черви злохульный язык и воспылает геенским пламенем та душа, которая огнем, поедающим чуждые добродетели и заслуги, здесь была". Как начальник Гедеон был прост и благожелателен.

Он не имел стремления окружать себя посредственностями подобно многим деятелям, ревнивым к талантам своих подчиненных.

Наоборот, заметив талантливого человека, он прежде всего старался извлечь из него пользу для Церкви, поскорее постричь его в монашество и, закрепив его таким образом для Церкви, обеспечить ему легкое и быстрое восхождение по степеням иерархии.

Он отличил и вывел в люди Гавриила Петрова и Платона Левшина;

Петрова он почти насильно, "не внимая никаким отговоркам", собственноручно постриг и тотчас назначил наместником своей Лавры. Юный Платон, так же постриженный самим Гедеоном, стал другом блистательного и влиятельного архимандрита.

Гедеон был руководителем Платона в проповедничестве, читал ему свои проповеди и благосклонно выслушивал его замечания.

Обращение его с младшими не лишено было некоторой патриархальной грубоватости.

Заметив, что Платон несколько кичится своей купленной на последние деньги шелковой рясой, Гедеон на прогулке столкнул его в пруд, а потом наградил двумя лучшими рясами с назидательным поучением: "Никогда не сердись, когда начальник шутит с тобой для испытания твоего характера". Но во всем этом не было ни малейшего начальнического высокомерия, а только добродушная шутка старшего товарища, и Платон, подобно другим птенцам Гедеона, "без него чувствовал себя сиротою". Филарет, "Обзор", II, 68—71; Титов Ф., протоиерей, "К биографии Гедеона Криновского", Казань, 1907 г.; "Летописи Искусства и Литературы", II; П. В. Знаменский, "Русская Церковь и царствование Екатерины II" ("Правосл.

Собеседник", 1875 г., № 2); "Списки Архиереев Иерархии Всероссийской", № 105. Проповеди Гедеона Криновского имели три издания: в 1754—59, 1760 и 1855 годах. В. Шереметевский. {Половцов} Гедеон Криновский — архиепископ псковский (1726—1763); был придворным проповедником, потом членом Святого Синода.

Он первый стал употреблять в своих знаменитых проповедях народный язык: словообразование, окончания слов и синтаксис у него почти чисто русские.

Его "Слова" изданы в 1754—59 гг. в Москве. {Брокгауз} Гедеон Криновский (или Ричковский) — епископ Псковский, Изборский и Нарвский.

Родился около 1726 года в г. Казани в семье пономаря.

По окончании курса Казанской духовной семинарии оставлен в ней учителем и принял монашество.

В июле 1751 года в сане иеродиакона тайно уехал из Казани в Москву для продолжения образования и в декабре того же года был принят в академию. 8 января 1753 года в сане иеродиакона назначен императрицей Елизаветой Петровной придворным проповедником. 2 февраля 1758 года — член Святейшего Синода, а с 17 апреля того же года — настоятель Троице-Сергиевой лавры. 7 октября 1761 года хиротонисан во епископа Псковского и оставлен придворным проповедником. 8 июне 1762 года вызван в Святейший Синод. Скончался 22 июня 1763 года в пригородном Пантелеимоновском монастыре, где, не доехав до Пскова, остановился по болезни.

Погребен в Псковском Троицком соборе.

Епископ Гедеон, постоянно вращавшийся в блестящем придворном обществе, был далек от обязательной для инока простоты в обстановке и одежде.

Еще будучи архимандритом Троицкой лавры, он прославился своею роскошью: его гардероб с шелковыми и бархатными рясами занимал целую комнату; он носил шелковые чулки, бриллиантовые пряжки, которые стоили до 10 000 рублей.

Ходили слухи и о его баснословной роскоши и богатстве.

Даже сложилось присловье (поговорка — прим. ред.): "Гедеон нажил миллион". Правда, опись оставшегося после его кончины имущества и наличных денег не подтвердила этих баснословных сумм. Преосвященный Гедеон имел необыкновенный дар красноречия.

Успех его как проповедника объяснялся тем, что он старался говорить языком народным, говорить просто, чтобы быть понятным для всех, не только образованных, но и необразованных, предпочитая душевную пользу народа славе оратора.

По отзыву митрополита Платона (Левшина), слушатели Гедеона "бывали как бы вне себя и боялись, чтобы он не перестал говорить". Искренность и добродушие в обращении с людьми украшали личность преосвященного Гедеона.

По отзыву того же митрополита Платона, он (Гедеон) "сердце имел откровенное и искреннее и очень удалялся от хитростей политических". Как начальник владыка Гедеон отличался простотою и благожелательным отношением к подчиненным.

Обращение его с младшими не лишено было некоторой патриархальной грубоватости.

Заметив однажды, что Платон (постриженник Гедеона, будущий митрополит) несколько кичится своей купленной на последние деньги шелковой рясой, Гедеон на прогулке столкнул его в пруд, а потом наградил двумя лучшими рясами с назидательным поучением: "Никогда не сердись, когда начальник шутит с тобою для испытания твоего характера". Но во всем этом не было ни малейшего начальнического высокомерия, а только добродушная шутка старшего товарища, и Платон, подобно другим птенцам Гедеона, "без него чувствовал себя сиротою". Труды: Собрание поучительных слов. — М., 1776. Проповеди Гедеона Криновского. — 1-е изд. — М., 1754—1759; 2-е изд. — М., 1760; 3-е изд. — М., 1855. Литература: Титов Ф. И. К биографии Гедеона Криницкого. — Казань, 1907. Заведеев П. История Русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. — Тула, 1910, с. 86—107. Поторжинский М. А., протоиерей.

История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. — 2-е изд. — Киев, 1891, с. 471—484. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 5, с. 1364,1451,1471—1473. Благовещенский А. А. Казанская духовная семинария с восемью низшими училищами в XVIII и XIX столетии. — Казань, 1881, с. 42, 44. Смирнов С. К., протоиерей.

История Московской славяно-греко-латинской семинарии. — М., 1885, с. 214. Смирнов С. К., протоиерей.

История Троицкой лаврской семинарии. — М., 1867. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. — М., 1890, ч. 1, с. 162—163. Галахов А. История Русской словесности древней и новой. — СПб., 1861, т. 1, с. 391; — СПб., 1880, т. 1, отд. 2, с. 114. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. — М., [1914], с. 40. Харлампович К. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII веке. — Казань, 1903. Евгений (Болховитинов), митрополит.

Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Носсийской Церкви. — СПб., 1827, ч. 1, с. 85—88. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1410. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 479. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 130. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 141,168, 381. Тузов И. Л.(книжный магазин Петербурга).

Каталог духовных и других книг магазина Игнатия Лукьяновича Тузова. — СПб., 1905—1915, 3 т, с. 262—263. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 105. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 723. Летописи искусства и литературы, т. 2. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — Харьков, 1859—1861, кн. 2, с. 68—71. Летописи русской литературы и древностей: в 5 т. // Под ред. Н. Тихомирова. — М., 1859—1863, т. 2, отд. 3, с. 21, 22, 31. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 49, 50. Православный собеседник. — Казань, 1874, июнь, с. 93,104. — 1875, февраль, с. 110—114. — 1897, январь, отчет. — 1899, февраль, с. 33 (отчет). — 1907, октябрь, с. 446—467. — 1912, октябрь, с. 577. Исторический вестник. — 1884, август, с. 664—665. — 1896, апрель, с. 182. — 1908, январь, с. 270—271. Русская старина. — 1876, апрель, с. 738, 750. — 1879, август, с. 599, 607; сентябрь, с. 24. — 1880, январь, с. 125. — 1881, март, с. 88. — 1882, январь, с. 33. — 1885, июль, с. 169. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 2, с. 1936. Большая энциклопедия.

Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 6, с. 291. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 8, с. 231. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 4, с. 324—326. Смиргатский В., протоиерей.

Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии. — Остров, 1895, с. 113. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 51. Гедеон Криновский (или Кринов) — Епископ Псковский, родился 1726 года в Казани и обучался от первых начал словесных наук до Философии в Казанский Семинарии.

Дарования и успехи отличили его там от всех сверстников, и он, по окончании Философского круга наук, определен был учителем.

В сем звании скоро он постригся в Монашество при Епископе Луке Конашевиче; но после того неблагорасположение к нему бывших тогда в Семинарии некоторых начальников принудило его оставить Казанскую Семинарию.

Он в 1750 году приехал в С.-Петербург, и прожив несколько месяцев в Александро-Невском Монастыре без всякого дела, испросил у Св. Синода дозволение отправиться в Московскую Академию для продолжения и окончания своих наук, куда и был отпущен.

Там слушал он круг Богословских наук и между прочим, иногда за болезнию Проповедников, а иногда и на особенные праздники, назначаем был для сказывания Проповедей.

Отменная его ясность в мыслях, живость в воображении и точность в выражениях, а особливо доказательства, почерпаемые более из движений сердца, нежели из сухих умствований, и при всем том естественное и свободное Ораторическое действование, обратили на него внимание народа.

В 1753 году, когда Императрица Елизавета Петровна пребывала почти целый год в Москве, то Иван Иванович Шувалов, осенью неоднократно слышавший проповедание Гедеона, выхвалил Ей сего Проповедника.

По сему в следующем же Генваре ему назначено было произнесть Слово при Дворе, в присутствии сей Государыни, на первое Воскресение по Богоявлении.

Сие испытание он выдержал столь удачно, что Императрица тогда же наименовала его Придворным Своим Проповедником и повелела ему вслед за Нею ехать в С.-Петербург.

По прибытии туда, начал он при Дворе говорить проповеди, из коих за многие Императрица изъявляла ему Свое удовольствие разными подарками.

Она даже Сама иногда назначала ему предметы, коих изъяснением в Поучениях его всегда оставалась довольною.

В 1755 году повелела Она посвятить его во Архимандрита Савина Сторожевского Монастыря и пожаловала в Члены Св. Синода; а в 1758 году Апреля 21, по Имянному Указу сей же Государыни, переименован он Архимандритом Троицкой Сергиевой Лавры, и продолжал между тем проповедание при Дворе почти до самой кончины сея Императрицы; а в 1761 году Она пожаловала его во Епископа Псковского и в чин сей посвящен он 7 Октября, но оставлен по-прежнему Присутствующим в Св. Синоде.

По кончине Ее он был со Св. Синодом в Москве при Короновании Екатерины II. Но в Июне месяце 1763 года повелено было ему удалиться из Москвы в свою Епархию, куда он немедленно и отправился; и, не доезжая до Пскова, по болезни остановился в загородном Архиерейском Пантелеймоновском доме, где 22 того же месяца скончался, имея от рождения только 37 лет; погребен под Псковским Кафедральным Троицким Собором.

Проповеди его сперва порознь по сказании в свое время издаваемы были в свет, в 4 долю листа, но в 1760 году по Имянному повелению совокупно напечатаны в Москве Славянскими буквами, в двух частях, в лист. В них находится в самом начале и первая Проповедь, говоренная им в Москве при Дворе 1754 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны.

Многие из его Поучений помещены сокращенно и в Собрании Поучений на все Воскресные и Праздничные дни, изданном в 1776 г, от Св. Синода.

Сумароков и другие критики упрекали его в том, что в словах его много чужих заимствованных целых мест, а еще больше в том, что у него много примеров из Истории языческой и языческих писателей, вместо которых приличнее Проповеднику Библейские и Церковные; но в сем прежде надобно винить Пелопонисского Епископа Илию Минятия, которого Гедеон избрал себе для подражания почти единственным образцом и даже из поучений его иногда целые статьи выписывал в свои Проповеди.

К сему может быть побуждала его и самая поспешность в сочинении, для частого по должности проповедования.

А проповеди Минятиевы тогда не были еще изданы на Русском языке. В прочем приметно, что подражая образцу своему, он в изобретении доводов, в оборотах изъяснения и в изображении движений сердца, везде с ним равнялся своим собственным дарованием, так что можно его справедливо наименовать Российским Минятием.

Проповеди его имеют то преимущество, что они не затмены никакими бесполезными умозрениями и всегда могут занимать вместе и просвещенных слушателей и простой народ ясными и разительными изображениями; а в даре сказывания долго после его никто не мог с ним сравниться, и он доселе еще почитается первым и превосходнейшим Российским Проповедником. {Болховитинов} Гедеон Криновский еписк. псковск., с 7 окт. 1761 г., придворн. проповедн. имп. Елизаветы, писатель; р. 1726 г. {Половцов}