Гербель Николай Федорович

(собственно Nicolaus Friedrich Harbel) — архитектор Петра Великого и родоначальник известной дворянской фамилии, давшей России немало выдающихся на разных поприщах деятелей.

Сам он не был дворянином — фон Гербелем, каким его хотел видеть Н. В. Гербель, а со слов последнего и некоторые биографы этого популярного переводчика и поэта середины XIX века. Неверно также, будто он был вызван в Петербург в качестве прославившегося у себя на родине архитектора и инженера: как видно из прошения, поданного им Петру І в августе 1719 г., тотчас же по приезде в Петербург, он приехал сюда по собственному побуждению, рассчитывая, не без основания, найти хороший заработок в новой русской столице.

Г. пишет в своем прошении: "Понеже ваше царское величество ко всяким хитростям и архитекторе особливое любопытство иметь всемилостивейше изволите, того ради я из швейцарской земли из Базеля города (несмотря на убытки, которые для проезду имел) сюда в санкт петербурк приехал, дабы случай получить мог вашему царскому величеству всеподданнейшую службу мою представить.

Сего ради я чрез сие всеподданнейше доношу, что так в рисовании чистом чертежей как и особливо в практике толико искусен, что я нетокмо совершенному архитектору подлежащую службу исправить, но наипаче в архитектуре цивились, такожде и вдругих инвенциях новоизобретенных, которые доныне еще скрыты, иниоткого не практикованы суть таким образом себя показать могу". Г. был определен на службу и в его услугах вскоре представилась большая нужда: 19 ноября 1719 г. умер архитектор Обер-Полицеймейстерской канцелярии Матарнови, на место которого был назначен Г. Канцелярия эта ведала всем "городовым строением", и работы было так много, что уже через год с небольшим, в начале 1721 г., он вынужден был обратиться к Петру І с длинным прошением, умоляя дать ему помощников и увеличить положенный комплект рабочих, без чего он не видел возможности управиться со всеми делами.

Как видно из этого документа, он достраивал в то время здание Мытного двора, строил Партикулярную верфь, Калинкин дом, дом Ягужинского, церковь Исаакия Далматского, палаты И. М. Головина, "полаты государыни царицы поварам", и Конюшенный двор. Это последнее здание, начатое в 1720 г., было самой значительной из построек Г. Ни одной из его построек не сохранилось: они либо были сломаны до основания, либо совершенно переделаны.

Об архитектуре Конюшенного двора мы можем судить лишь по сохранившимся в Архиве Министерства Двора чертежам.

Они не принадлежат руке самого мастера и, вероятно, сделаны уже после его смерти, но, во всяком случае, дают изображение постройки до ее переделки.

Как эта архитектура, так и та, которую мы видим на его подписном проекте церкви для Васильевского Острова, хранящемся в собрании Эрмитажа, не говорят о большом даровании Г. След, оставленный им в архитектуре Петербурга, очень незначителен, тем более что он прожил здесь всего лишь пять лет. Весной 1724 г. Г. захворал, в мае все его постройки принял Гаэтано Киавери, а в сентябре этого года он умер. Г. является одним из действующих лиц в знаменитом романе Нестора Кукольника "Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова" и в "Повести о синем и зеленом сукне". К. Троцина, "Н. В. Гербель", биографический очерк в издании гр. Г. А. Кушелева-Безбородко: "Лицей князя Безбородко", СПб., 1859, стр. 21. — Игорь Грабарь, "История Русского искусства", т. III, стр. 82—83. — И. Грабарь, "Архитекторы-иностранцы при Петре Великом" ("Старые Годы", июль-сентябрь 1911). — Общий Архив Министерства Императорского Двора, дела Гоф-Интендантской конторы, кн. 7, стр. 1024 и 1041 об.; кн. 18, стр. 382—383; кн. 26, стр. 486; кн. 34, стр. 459; кн. 35, стр. 41; кн. 40, стр. 795. — Моск. Отд. Общего Архива Мин. Имп. Двора, Протоколы Канцелярии строений, кн. 11, л. 65; кн. 12, л. 48; кн. 15, л. 93; кн. 23, л. 126. — Главный Архив Министерства Иностр.

Дел в Москве, дела о выездах 1719 г., август 1, № 15 (Прошение о прнятии на службу).

Игорь Грабарь. {Половцов}