Герсон Александр Максимович

— журналист и переводчик, родился в 1851 г., сотрудничал в "Московском Листке", "Петербургском Листке", "Нижегородской Почте", "Будильнике", "Осколках" и др. журналах, где писал по большей части под различными псевдонимами: Альмаге, Максимов, Песковский, Картуз, Москвичев, Аристарх Будильников (в "Будильнике") и мн. др. Герсон не внес в нашу литературу чего-либо ценного, хотя и обладал несомненным талантом.

Его небольшие пьески, сценки, рассказы, полные жизни и остроумного юмора, и были хорошо известны современникам, но борьба за существование побуждала Г. размениваться на мелочи, и при наличности дарования заставляла его ограничиваться очень небольшими рассказами, набросками и вообще газетной работой.

Как на образчик произведений Герсона следует указать на следующие последние его статейки и сценки, помещенные в 1888 г. в "Московском Листке": "Что значит образование", сценка (№ 253); "Налетели злые коршуны" (№ 257); "Меха выбирают" (№ 270); "На Черном море", из путевых заметок (№ 291); "Писатель завелся" (№ 304); "Экономия" (№ 309). Вообще в вышеупомянутых изданиях разбросано очень много, под разными псевдонимами, его произведений.

Герсон, знавший хорошо языки, пробовал свои силы и в переводе иностранных авторов.

Так, за несколько месяцев до его смерти была разрешена к постановке переведенная им пьеса испанского писателя Хозе Эчегарай — "Галеотто, или Мелочи жизни". Небезызвестен Г. был также и в артистическом мире: он провел несколько лет на провинциальных подмостках, между прочим в Харькове у Дюкова, занимая амплуа "простака". Как талантливый и интеллигентный актер, Г. давал определенные цельные образы и пользовался успехом у публики, а известный актер С. Шумский, в театральной поездке которого Г. участвовал, предсказывал ему даже выдающуюся артистическую карьеру.

Но недолго A. M. пробыл на театральных подмостках.

Низкий уровень развития провинциальных артистов того времени далеко не согласовался с тем, чего искал Г. Это, конечно, не мешало ему особенно сердечно относиться к своим товарищам и в особенности к "маленьким" актерам, которых, между прочим, он в шутку называл "униженные и оскорбленные". Оставив артистическую деятельность, Г. в последние годы жизни, занимаясь литературным трудом, сознавал мелочность своей работы и неоднократно жаловался своим товарищам по перу на невозможность написать что-либо "более крупное", могущее дать удовлетворение.

Постоянная погоня за куском хлеба и низкая расценка вообще литературного труда зачастую лишала Г. необходимого отдыха, что не могло не отразиться и на его здоровье.

Больной чахоткой и отосланный врачами на юг, Г. в ночь на 22 октября 1888 г. скончался в Гурзуфе, в буквальном смысле слова с пером в руке. Тело его было перевезено в Москву 31 октября.

В этот день памяти Г. было посвящено несколько воспоминаний и стихотворений его друзей и товарищей.

Д. Языков, "Обзор жизни и трудов рус. писателей", вып. 8, стр. 33; "Московский Листок" 1888 г., №№ 296, 297, 305; "Новое Время" 1888 г., № 4553; "Истор. Вестник" 1889 г., № 1, стр. 259; Венгеров, "Источники словаря русских писателей"; Венгеров, "Критико-биограф. словарь", VI, 270. А. Е. Ельницкий. {Половцов}