Гофман Виктор Викторович

(1884—1911) — поэт. Окончил юридический факультет Московского университета.

Дебютировал в 1901—02 стихотворениями в детских журналах.

Первый сборник стихов — "Книга вступлений" (Москва, 1904), второй — "Искус" (СПб, 1909). В последние годы Гофман оставил стихи и перешел к рассказам (уже после смерти Г. они были собраны в книгу — "Любовь к далекой" и изданы в 1922 в Берлине).

В 1911 Г. уехал в Париж, где вскоре покончил самоубийством.

Круг переживаний и впечатлений Гофмана ограничен мирком столичных салонов.

Образы изящны, но нередко слащавы.

В упадочной урбанистической поэзии Г. ощущается культурная традиция, ведущая его от изучения Фофанова и Фета к страстному увлечению Бальмонтом.

Названные выше книги Г. вошли в "Собрание сочинений", 2 тома, М., 1917; то же, Берлин, 1922 (со вступительными статьями В. Брюсова и А. Левинсона).

Лит.: Гумилев Н., Письма о русской поэзии, П., 1923; Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912. Гофман, Виктор Викторович [1884—1911] — известный поэт. Окончил Московский университет, занимался критико-библиографической работой в "Новой жизни", "Русской речи", "Новом журнале для всех" и др. Значение Г. в русской литературе основано на двух книгах стихов: "Книга вступлений" (СПб., 1905 г.) и "Искус" (СПб., 1910 г.); его прозаические опыты (книга рассказов "Любовь к далекой", СПб., 1912, посмертн.) мало удачны.

Творчество Г. является наиболее целостным выражением той поэтической устремленности, к-рую можно назвать интимизмом и к-рая проявляется еще до Г. в творчестве Фета, М. Лохвицкой, Фофанова (см.). Прекрасную характеристику своей устремленности дает Г. в строках: "Мне безразличны все дороги, что вы избрали для борьбы... Ах, я люблю одни обманы своей изнеженной мечты и вам неведомые страны самовлюбленной красоты". Испытав влияние Бальмонта, Брюсова, а впоследствии Блока (цикл "Голубая любовь"), Г. тем не менее остался вне общей, линии символической поэзии.

В некоторых отношениях Г. является предшественником Северянина (см.). Поэзия Г. отражает психику русского интеллигента-дворянина, живущего в обстановке современного города, рвущегося обратно на лоно природы, отмежевывающегося от городской современности.

Но город XX в. не мог быть просто декорацией для интимных переживаний: Г. "порабощен навек" городом и "трудом бессмысленно-позорным". Наряду с интимными сценками и пейзажами природы все явственнее звучит у Г. пессимизм и отчаяние человека, "не вовремя пришедшего в жизнь". И Г. кончает неврозом и самоубийством [1911, в Париже]. Библиография: I. Собр. сочин. в 2 тт., изд. Пашуканиса, М., 1917; То же, со вступ. статьей В. Брюсова и А. Левинсона, Берлин, 1922. II. Бpюсов В., Далекие и близкие, М., 1911; См. еще статьи в "Новой жизни" (авг. — дек. 1911), "Речи" (1911—1912, ст. Айхенвальда, Л. Василевского, Тугендхольда), "Новом журнале для всех" (сент. 1911), "Солнце России" (1911, ст. Д. Ц.) и др.; Гумилев Н., Письма о русской поэзии, П., 1912. А. Ш. {Лит. энц.}