Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович

Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович — философ гегелевского направления (1813—1889); сын протоиерея.

Окончив Киевскую академию, где в то время преподавали философию шеллингианец И. М. Скворцов и В. Н. Карпов, Г. взял на себя преподавание польского, затем немецкого языка и только в 1841 г. перешел на свою специальность.

Задумав перейти в университет, Г. должен был держать экзамен на кандидата и магистра.

Когда эти препятствия были устранены, неожиданно возникло новое: философия была упразднена в университетах.

Чтобы добиться своей цели, Г. оставалось занять кафедру педагогики, и только устав 1863 г. позволял ему вернуться к философии, не расставаясь, однако, и с педагогикой.

Кроме унив., Г. преподавал и на киевских Высших женских курсах, бывших некот. время в его ведении.

Еще студентом академии Г. написал "Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви", выдержавшее несколько изданий (3-е изд., Киев, 1868). Из многочисленных трудов Г. по философии главные: "Критический взгляд на философию Канта" (Киев, 1847); "Философский лексикон" (т. I-IV, Киев, 1857—1873), несмотря на компилятивный характер многих статей, представляющий выдающееся явление в русской филос. литературе; "Обозрение системы философии Гегеля" (Киев, 1860); "Введение в историю философии" (Киев, 1871); "Философский словарь" (Киев, 1876); "Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философиею XIX в. и отношение той и другой к образованию" (Киев, 1878—1884). По педагогике Г. написал, между прочим: "Об историческом развитии воспитания у примечательнейших народов древнего мира" (Киев, 1853); "О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена" (Киев, 1874); "Краткое обозрение педагогики" (Киев, 1879). Влияние Гегеля на Г. вне всякого сомнения; но собственные взгляды Г. отличаются отсутствием яркости и определенности.

По мнению Г., философия Гегеля в систематический форме выражает то движение, которым новые времена отличаются от направления средних веков. Задача нового времени — выработать разумный простор личности, развить внутреннюю жизнь в гармонии с внешнею.

Это стремление Гегель и довел до крайности в своей системе.

Философия — это сама мысль, сама деятельность мысли и познания, получающая для себя содержание от соприкосновения с противостоящим ей миром как предметом или действительностью, определяемою сознающим началом; она стремится к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения их к этому началу.

Как высшему проявлению сознательной жизни, философии свойственно развитие, которым и объясняется разнообразие ее изменений. — Педагогика систематически рассматривает средства и способы, содействующие возможно лучшему развитию всех сил человека и приготовляющие его к самодеятельности и самообразованию. — Г. не был чужд и злобы дня: по разным общественным вопросам (напр. об украинофильстве) им помещено несколько заметок в периодических изданиях.

См. Д. Поспехов, "Пятидесятилетие ученой деятельности бывшего профессора Киевской духовной академии С. С. Гогоцкого" ("Труды академии", 1887, 12); Н. Флоринский, "С. С. Гогоцкий" ("Вер. и раз.", 1889, № 20); Я. Колубовский, "Материалы для истории философии в России" ("Вопросы филос.", кн. 4). Я. Колубовский. {Брокгауз} Гогоцкий, Сильвестр Сильвестрович [Гоготский; 05(17).01.1813—29.06(11.07).1889] — философ, богослов, педагог.

Род. в Каменец-Подольске, в семье протоиерея.

Окончил дух. училище, дух. семинарию, в 1837 — Киевскую Дух. академию.

За курсовое соч. "Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви" получил степень магистра богословия.

В 1842 освобожден от дух. звания и переведен на кафедру филос. С 1842 — бакалавр филос. наук, в 1845 получил степень канд. филос. наук, а в 1848 — магистра филос. Был утвержден доц. по кафедре истории новой филос. и нравоучительной филос. в ун-те Святого Владимира.

Первая университетская дисс. — "Критический взгляд на философию Канта", магистерская — "О характере философии средних веков" (1849), докт. — "Обозрение системы философии Гегеля" (1850). С 1850 — ординарный проф. академии, д-р филос., д-р филологии.

В связи с тем, что в 1850 филос. кафедры в ун-тах были упразднены Г. работал цензором, а с 1851 — ординарным проф. Киевского ун-та по кафедре педагогики.

В 1862—1863 — декан ист.-филол. ф-та этого ун-та. В 1869—1883 занимал восстановленную кафедру филос. Киевского ун-та, а также преподавал в ряде др. учебных заведений Киева. "Философский лексикон" Г. — одна из первых попыток создания в России филос. энциклопедии.

Г. подчеркивал роль умозрения как в филос., так и в частных науках.

Он писал: "Самое отвлеченное умозрение не так безразлично, как думают, в отношении к живым интересам науки и может идти об руку с самыми живыми вопросами современности" (Философский лексикон.

Т.П. Киев, 1861. С.354). Высоко ценил филос. учения Канта и Гегеля.

Кант, по мнению Г., правильно указал на проблемы, без решения к-рых филос. не может стать подлинной наукой, а именно — он обратил внимание на связь содержания филос. с внутр. силой человеческого духа. Величие и глубина Канта "поражает особенно в том отношении, что при полном сознании достоинства приемов точной науки он в то же время всегда проникнут глубоким сочувствием к истинам сверхчувственным" (Там же. Т.III. Киев, 1866. С.86). С Канта, по Г., начинается новая эпоха, ибо Кант, признав, что дело филос. заключается в уразумении сущего через мышление, направил филос. на само мышление.

В.В.Зеньковский пишет, что KH."Kritik der Urtheilskraft" Г. считал "почти пророческой книгой" за то, что она связывает мир явлений с сферой безусловного бытия, устанавливает принципы телеологического истолкования бытия. Однако коренную ошибку Канта Г. видел в его теории познания, к-рая ограничивает силу познания лишь миром явлений. "Разум у Канта остается без способности проникнуть в сущность вещей, а сущность вещей — без способности быть понятой". Г. потому и ценил высоко Гегеля, что "он преодолевает этот разрыв бытия и познания, что сама сущность мира им трактуется как Дух, как живое Начало, вносящее жизнь в мир" (З. "ИРФ". T.I. Ч.2. С.116). Особенно импонировало Г. в гегелевском учении то, что Абсолютная идея (понимаемая Г. как Божество) обнаруживает себя в мире физ. и нравств., выступая как творч. сила. Однако Г. критикует Гегеля за панлогизм, приводящий того к "преувеличенному понятию о нашем мышлении и к недостаточному, унизительному—о верховном существе" (Философский лексикон.

Т.Н. С. 149). Рассматривая историю филос., Г. последовательно придерживался историзма.

Так, в работе "О характере философии средних веков" он определяет ее место в общей истории филос. и в контексте общей культуры средних веков. Отношение, в к-рое ставит себя к бытию мыслящий дух, есть, по Г., характеристика любой эпохи в филос. Критически относящийся к рус. филос. в целом Г.Г. Шпет, характеризуя Г. как философа, пишет: "Принципиальная самостоятельность философии и независимая методичность, при несомненной связи постановок вопросов с общими требованиями времени,— это такое понимание, которое выгодно отличает Г. от его предшественников.

В его подходе к делу — новый тон и новый способ держать философскую речь" ("ОИРФ". С.439). Соч.: Критический взгляд на философию Канта. Киев, 1847; О характере философии средних веков // Современник. VI(XV). 1849; О развитии познавательных способностей // ЖМНП. 1856; О развитии внутреннего чувства // Там же. 1857; Философский лексикон. T.I—IV. Киев, 1857—1873; Диалектическая система Гегеля, ее достоинства и недостатки. 1860; Два слова о прогрессе.

Киев, 1863; Введение в историю философии.

Киев, 1871; Философский словарь, или Краткое объяснение... Киев, 1876; Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философией XIX в. и отношение той и другой к образованию.

Вып. 1—3. Киев, 1878—1884. А.П.Алексеев