Гор Геннадий (Гдалий) Самойлович

(1907-1981). Рус. сов. прозаик, известный также произв. др. жанров, один из самых оригинальных и ярких авторов сов. НФ 1960-70-х гг. Род. в Верхнеудинске (ныне - Улан-Удэ), первый год жизни провел в тюрьме, куда были заключены (за революционную деятельность) родители Г., в 1923 г. переехал в Петроград (ныне - СПБ), окончил лит. отделение ф-та яз. и материальной культуры ЛГУ, после чего полностью посвятил себя лит. деятельности. 1930--е гг. провел на Крайнем Севере, в нач. Великой Отечественной войны вступил в нар. ополчение.

Печататься начал с 1925 г. Чл. СП. Первая НФ публикация - повесть "Докучливый собеседник" (1961). Творческая манера Г., видного сов. прозаика, складывалась в 1920-е гг. под влиянием "остраненной" прозы, особенно таких авторов как Константин Вагинов и Леонид Добычин; ряд р-зов того периода, имеющих фантаст. характер, вошел в сб. Г. "Живопись" (1933), подвергшийся жесткой критике за "формализм". К НФ писатель обратился лишь в нач. 1960-х гг., быстро найдя свой особый стиль и круг тем; в отличие от большинства нефантастов в НФ, Г., в осн., придерживался жанровых конвенций, ничего не имея против причисления себя к "науч. фантастам". Его повести и р-зы, составившие сб. - "Докучливый собеседник" (1962), "Кумби" (1963), "Глиняный папуас" (1966), "Скиталец Ларвеф" (1966), "Фантастические повести и рассказы" (1970), "Повести и рассказы" (1973), "Геометрический лес" (1975), "Волшебная дорога" (1978), "Синее окно Феокрита" (1980), - представляют собой яркий пример "мягкой" (гуманитарной) НФ, смело поднимающей "вечные темы" лит-ры: человек и Время, творец и его искусство, поиски истины и определение своего места в мироздании и т.п. В повести "Докучливый собеседник" выдержки из дневника застрявшего на доисторич.

Земле пришельца позволяют автору столкнуть представителей разл. историч. эпох и наблюдать психол. ломку осн. понятий и критериев; то же, но глазами инопланетного ребенка, живущего на Земле, показано в повести "Мальчик" (1965); продолжение - повесть "Глиняный папуас" (1966). В повести "Странник и время" (1962) традиционный НФ мотив "спящий просыпается, вопреки традиции сов. НФ, вовсе не влечет за собой экскурсии по коммунистической утопии; и в повести "Уэра" (1964; др. - "Скиталец Ларвеф"), нарисованное широкими мазками далекое будущее нужно автору прежде всего для показа не достижений науки и технологии, а духовного мира потомков, измененного этими достижениями.

В р-зе "Ольга Нсу" (1965) и повести "Гости с Уазы" (1963; др. - "Кумби") обсуждаются, соответственно, проблемы бессмертия и продления памяти человека (и человечества в целом); в сознании героя повести "Электронный Мельмот" (1964) сосуществует такая бессмертная искусственная личность, синтезированная в машине; тесное переплетение реального и фантаст., разл. эпох и соответствующих им психологий, составляет причудливый фон таких известных НФ повестей Г., как "Минотавр" (1967) и "Синее окно Феокрита" (1968). Значительное место в НФ тв-ве Г. занимает тема художника и его творения, создания человеком искусства нов. реальности, а также разл. филос. парадоксов, связанных с взаимодействием ее с реальностью "старой". Герой р-за "Великий актер Джонс" (1966), "перевоплотившийся" в личность Э.По, посещает СПБ 19 в.; его коллега-художник в повести "Геометрический лес" (1973) силой мысли также путешествует в прошлое и будущее, сливается, переходит в свое творение; аналогичные темы подняты в повести "Имя" (1968) и р-зах - "Художник Вайс" (1966), "Сад" (1968). Нов. история Пигмалиона и Галатеи, богато орнаментированная филос. и поэтическими аллегориями, составляет сюжет единственного крупного НФ произв. писателя - романа "Изваяние" (1971; 1972), герой к-рого - инопланетянин, живущий на Земле под др. именем, совершает путешествие из далекого будущего в 1920-е гг., постоянно встречая (и теряя) загадочную женщину - музу, символ романтического тв-ва. Также выделяются: повесть "Рисунок Дароткана" (1972), р-зы - "Аппарат Аристотеля" (1963), "Волшебная дорога" (1971), "Лес на станции Детство" (1972). Вл. Б. Гор, Геннадий (Гдалий) Самойлович Род. 1907, ум. 1981. Советский прозаик, автор книг "Живопись" (1933), "Ланжеро" (1938), "Дом на Моховой" (1945), "Юноша с далекой реки" (1953), "Университетская набережная" (1960), "Докучливый собеседник" (1961), "Изваяние" (1972), "Волшебная дорога" (1978), "Пять углов" (1983) и др.